Конкуренция за пассажиров в Петербурге отражается на разнообразии способов оплаты проезда
Пассажиры общественного транспорта в Санкт-Петербурге могут выбирать из множества способов оплаты, что вызывает и интерес, и некоторую путаницу. Доступны различные проездные билеты и способы оплаты с помощью карт, сообщает ДП.ру.
Для оплаты предлагаются транспортная карта «Подорожник», «Единая карта петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир» и любые другие банковские карты. Однако каждый из этих способов имеет свои тарифы, что может запутать пассажиров.
Например, в наземном транспорте поездка по карте «Подорожник» стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через приложение ЕКП на мобильном устройстве — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки по карте «Мир» нет, а по ЕКП тарифы одинаковы как для физической, так и виртуальной карты.
В Петербурге существует обширное «билетное меню» и различные способы оплаты, что делает использование транспорта максимально удобным для жителей. Все современные методы оплаты, включая безналичные, доступны в городе. ГКУ «Организатор перевозок» сообщает, что сейчас тестируются оплата через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
По мнению Ильи Резникова, эксперта по транспортному развитию из ООО «Лабград», многообразие тарифов и способов оплаты — это правильный шаг и распространённая практика. Оплата с помощью банковской карты, электронного кошелька или проездного билета обходится дешевле, чем наличными, что способствует увеличению прозрачности платежей и снижению доли "серых" схем.
Кто компенсирует разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пассажиров. Трудно сказать, чьи интересы здесь преобладают. Возможно, банков, которые заключают особые договоры с городом, считает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать экономичные варианты оплаты, что для них выгодно.
Источник в Смольном уточнил, что продвижением оплаты банковскими картами занимаются банки-эквайеры и ПС «Мир». Скидка на разовый проезд при оплате банковской картой покрывается платёжной системой «Мир».
«Эти меры направлены на привлечение дополнительных денежных потоков от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно осуществляется около 1,5 миллиарда поездок с общим оборотом в 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств обходит стороной компании, поэтому они стремятся стимулировать пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
В пресс-службе ЕКП пояснили 'ДП', что тарифы, величина скидок и их инициаторы зависят от вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) компенсирует город. В наземном транспорте стандартный тариф составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей через смартфон с эмулированной картой ЕКП.
Эту разницу субсидируют как город, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').
Определить точный срок действия скидок затруднительно. Это зависит от того, насколько долго будут достигаться договорённости или от изменений в городской администрации. В ЕКП заявили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напомним, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро всего на 2 рубля дешевле, чем по «Подорожнику», в отличие от 10-рублёвой разницы в 2022 году.
Как писал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаемой: разнообразие тарифной сетки в зависимости от способа оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий перевозчикам из городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (под управлением городской администрации) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО «НСПК»).
По словам источника в транспортном блоке Смольного, приоритетом города остаётся оплата разовых и многоразовых поездок с использованием физической и виртуальной карты «Подорожник», преимущественно с предоплатой поездок. Этот приоритет поддерживается предоставлением самых низких тарифов.