Разнообразие способов оплаты проезда в Санкт-Петербурге
Конкуренция на рынке пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге привела к появлению новых вариантов оплаты проезда.
Теперь осуществляющие поездки на общественном транспорте граждане могут выбирать из множества способов, что иногда вызывает интерес, а иногда и затруднения. Как сообщает ДП.ру, пассажирам доступны различные виды проездных и способы оплаты картами.
Оплатить проезд можно с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир» и многих других банковских карт. Однако для каждого способа предусмотрены свои тарифы, что может сбивать с толку водителей.
К примеру, в наземном транспорте проезд по «Подорожнику» стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» и её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки на проезд по карте «Мир» не действуют, а тарифы для ЕКП применяются как к физическим, так и к виртуальным картам.
Город представляет широкий ассортимент способов оплаты, что делает использование общественного транспорта более удобным для жителей. В Санкт-Петербурге реализованы все современные методы безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» анонсировало тестирование системы быстрой оплаты через мобильное приложение.
Илья Резников, эксперт в области транспортного развития из ООО «Лабград», подчеркивает, что разнообразие тарифов и способов оплаты является разумным решением и общепринятой практикой. Использование банковских карт, электронных кошельков и проездных стоит дешевле, чем наличные, что способствует прозрачности и снижению роли «серых» схем.
Но кто же покрывает разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Санкт-Петербурге может показаться сложной для пользователей. Не всегда очевидно, чьи интересы стоят на первом месте — возможно, интересы банков, заключающих специальные соглашения с городом, предполагает аналитик. В то же время, пассажиры могут выбрать наиболее выгодные способы оплаты.
Источник в Смольном сообщил, что банки-эквайеры и платёжная система «Мир» активно продвигают использование банковских карт для оплаты. Скидка на разовый проезд, оплаченный банковской картой, компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти инициативы направлены на привлечение дополнительных финансовых потоков от пользователей карт и системы 'Мир'. В Петербурге ежегодно происходит около 1,5 миллиарда поездок общей стоимостью порядка 80 миллиардов рублей. Большая часть этих средств не поступает в компании, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП отмечает 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их генерация зависят от конкретного вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между тарифом в метро (70 рублей) и стоимостью по ЕКП (47 рублей) оплачивает город. В наземном транспорте стандартная цена составляет 65 рублей, в то время как по ЕКП — 42 рубля при использовании пластиковых карт и 40 рублей при оплате через смартфон с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).
Определить точный срок действия скидок трудно, так как это зависит от успешности заключенных соглашений и изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными до конца 2024 года. Решение относительно тарифов на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Стоит отметить, что с 2023 года стоимость проезда по ЕКП в метро на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.
Как сообщал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаема: большое разнообразие тарифов, зависящих от метода оплаты, неизбежно требовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счет городского бюджета. Уравнивание тарифов способствует предотвращению конфликтов между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — проектом Центрального банка России (единственного акционера АО «НСПК»).