Разнообразие способов оплаты проезда в Санкт-Петербурге
Конкуренция среди перевозчиков в Санкт-Петербурге способствует расширению возможностей для оплаты проезда в общественном транспорте. Теперь пассажиры могут выбирать из множества вариантов, что иногда помогает сэкономить, а иногда вызывает путаницу. Как сообщает ДП.ру, доступны различные проездные билеты и методы оплаты картами.
Для оплаты проезда можно использовать транспортную карту «Подорожник», «Единую карту петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир», а также множество других банковских карт. Однако для каждого из предложенных способов установлены свои тарифы, что может вызвать замешательство у водителей.
Например, на наземном транспорте цена проезда по «Подорожнику» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» и её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки по карте «Мир» не действуют, а тарифы по ЕКП применяются как для физических, так и для виртуальных карт.
Город предлагает широкий выбор способов оплаты, что повышает удобство использования общественного транспорта для жителей. В Санкт-Петербурге доступны все современные методы безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» анонсировало тестирование возможностей оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, специалист по транспортному развитию из ООО «Лабград», отметил, что множество тарифов и методов оплаты представляет собой разумный подход и общепринятую практику. Часто использование банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов оказывается выгоднее, чем оплата наличными, что способствует большей прозрачности и снижению доли «серых» схем.
Однако кто финансирует разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Не всегда очевидно, какие интересы преобладают — возможно, это интересы банков, которые заключают специальные соглашения с городом, полагает эксперт. Тем не менее, у пассажиров есть возможность выбирать более выгодные варианты оплаты.
Источник из Смольного сообщил, что банки-эквайеры и платёжная система «Мир» активно продвигают оплату банковскими картами. Скидка на единичный проезд при оплате с помощью банковских карт компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти инициативы нацелены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и системы «Мир». В Петербурге ежегодно происходит около 1,5 миллиарда поездок на общую сумму приблизительно 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не остаётся у компаний, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП указала 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от конкретного вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, в то время как по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковыми картами и 40 рублей при использовании смартфона с эмуляцией карты ЕКП.
Эта разница финансируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).
Определить точный срок действия скидок трудно, поскольку это зависит от успешности достигнутых договорённостей или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Важно отметить, что с 2023 года цена проезда по ЕКП в метро на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.
Как сообщал "ДП", отмена крупных скидок по ЕКП была ожидаема: разнообразие тарифов, зависимых от метода оплаты, неизбежно требовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счёт городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликтов между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — проектом Центрального банка России (единственного акционера АО «НСПК»).