Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге привела к увеличению вариантов оплаты проезда.
Теперь граждане, пользующиеся общественным транспортом, имеют возможность выбирать из множества способов оплаты, что порой создает интерес, а порой и путаницу. На выбор доступны различные проездные и методы оплаты картами, сообщает ДП.ру.
Проезд можно оплатить с использованием транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир», а также других банковских карт. Однако для каждого из этих способов действуют свои тарифы, что может запутать водителей.
К примеру, в наземном транспорте стоимость проезда по «Подорожнику» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» либо её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки по карте «Мир» не используются, а тарифы по ЕКП действуют как для физических, так и для виртуальных карт.
Город предлагает множество вариантов оплаты, что делает использование общественного транспорта более удобным для местных жителей. В Санкт-Петербурге доступны все современные способы безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о тестировании возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», утверждает, что разнообразие тарифов и методов оплаты — это разумный подход и общепринятая практика. Использование банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов зачастую оказывается дешевле, чем оплата наличными, что приводит к большей прозрачности и уменьшению доли «серых» схем.
Кто же финансирует разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пользователей. Не всегда ясно, чьи интересы стоят на первом плане — возможно, интересы банков, которые подписывают специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры имеют возможность выбирать более выгодные способы оплаты.
Источник в Смольном сообщил, что банки-эквайеры и платёжная система «Мир» активно продвигают оплату банковскими картами. Скидка на разовый проезд при использовании банковских карт компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти инициативы направлены на привлечение дополнительных финансов от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно совершается около 1,5 миллиарда поездок общей стоимостью около 80 миллиардов рублей. Большая часть этих средств не доходит до компаний, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП отметила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от конкретного вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) финансирует город. В наземном транспорте стандартная цена составляет 65 рублей, в то время как по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковыми картами и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).
Определить точный срок действия скидок сложно. Это зависит от успешности достигнутых соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся на прежнем уровне. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Стоит отметить, что с 2023 года стоимость проезда по ЕКП в метро всего на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.
Как сообщал "ДП", отмена больших скидок по ЕКП была предсказуема: разнообразие тарифов, зависящих от метода оплаты, неизбежно требовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счет городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (под управлением городской администрации) и ЕКП — проектом Центрального банка России (единственного акционера АО «НСПК»).