Теперь не по карте и не за наличные: с 29 августа в автобусах вводят иной способ оплаты

28.08.2024, 11:00 , Ольга Колина

Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге привела к значительному расширению способов оплаты проезда.

Теперь жители города могут выбирать из множества вариантов для оплаты общественного транспорта, что иногда вызывает и интерес, и путаницу. Среди доступных опций — различные проездные и способы оплаты с помощью карт, сообщает ДП.ру.

Проезд можно оплатить с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир» и других банковских карт. Однако каждый из этих способов имеет свои тарифы, и это может запутать пассажиров.

Например, в наземном транспорте стоимость поездки по карте «Подорожник» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки при оплате картой «Мир» отсутствуют, а тарифы по ЕКП действуют как на физическую, так и на виртуальную карту.

Город предлагает разнообразные методы оплаты, что делает использование общественного транспорта максимально удобным для горожан. Все актуальные способы безналичной оплаты доступны в Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о том, что рассматривается возможность внедрения оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», считает, что разнообразие тарифов и способов оплаты — это правильный подход, соответствующий общепринятой практике. Использование банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов зачастую обходится дешевле, чем оплата наличными, что способствует большей прозрачности и снижению "серых" схем.

Но кто же покрывает разницу в тарифах для пассажиров?

Система оплаты в Петербурге может показаться непростой для пользователей. Не всегда очевидно, чьи интересы стоят на первом месте — возможно, интересы банков, которые заключают специальные соглашения с городской администрацией, предполагает специалист. Тем не менее, пассажиры могут выбирать более выгодные методы оплаты.

По информации источника в Смольном, банки-эквайеры и платёжная система «Мир» активно продвигают оплату банковскими картами. Скидка на разовый проезд при расчёте банковской картой компенсируется платёжной системой «Мир».

«Эти меры нацелены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и платёжной системы 'Мир'. В Санкт-Петербурге ежегодно совершается около 1,5 миллиарда поездок на сумму примерно 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не поступает в компании, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.

Пресс-служба ЕКП добавила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разница в 23 рубля между стандартной стоимостью проезда в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывается городом. В наземном транспорте стандартная цена составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.

Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).

Сложно определить точный срок действия скидок, так как это зависит от успешности достигнутых соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся стабильными. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.

Отметим, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро лишь на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.

Как сообщал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаема: разнообразие тарифов в зависимости от метода оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков из городского бюджета. Выравнивание тарифов позволяет избежать конфликта между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — проектом Центрального банка России (единственного акционера АО «НСПК»).