Теперь не по карте и не за наличные: с 24 августа в транспорте новый способ оплаты

23.08.2024, 11:00 , Ольга Колина

Состязание за пассажиров в Санкт-Петербурге приводит к расширению ассортимента способов оплаты проезда.

Пассажиры общественного транспорта в городе имеют возможность выбирать среди различных методов оплаты, что вызывает как интерес, так и некоторую путаницу. Доступны разные проездные билеты и способы расчета с использованием карт, сообщает ДП.ру.

Для оплаты можно использовать транспортную карту «Подорожник», «Единую карту петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир», а также любые другие банковские карты. Важно отметить, что каждый метод имеет свои тарифы, что может вызвать недоумение.

Например, в наземном транспорте поездка по карте «Подорожник» стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки для карты «Мир» отсутствуют, а тариф по ЕКП одинаков как для физической, так и для виртуальной карт.

Город предоставляет широкий выбор вариантов «билетного меню» и различных способов расчета, что делает использование транспортных услуг максимально удобным для жителей. Все современные методы безналичной оплаты доступны в Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о начале тестирования возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», считает, что разнообразие тарифов и способов оплаты — это правильное решение и стандартная практика. Расчет с использованием банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов зачастую оказывается более выгодным, чем наличные, что помогает повысить прозрачность платежей и сократить долю «серых» схем.

А кто же компенсирует разницу в тарифах для пассажиров?

Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Трудно понять, чьи интересы здесь преобладают, возможно, интересы банков, которые заключают особые соглашения с городом, высказывает мнение эксперт. Тем не менее, пассажиры имеют возможность выбирать более выгодные варианты оплаты.

Источник в Смольном уточнил, что в продвижении оплаты банковскими картами участвуют банки-эквайеры и платёжная система «Мир». Скидка на разовый проезд при расчете банковской картой покрывается данной платёжной системой.

«Эти меры направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Санкт-Петербурге ежегодно происходит около 1,5 миллиарда поездок с общим объемом около 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не доходит до компаний, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — отметил источник 'ДП' в Смольном.

Пресс-служба ЕКП сообщила 'ДП', что размеры тарифов, скидок и их инициаторов зависят от типа транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) компенсирует город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей, если используется смартфон с эмулированной картой ЕКП.

Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').

Точный срок действия скидок определить сложно. Это зависит от успешности достигнутых соглашений либо изменений в городской администрации. В ЕКП отметили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся на прежнем уровне. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.

Напоминаем, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро лишь на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от 10-рублёвой разницы, существовавшей в 2022 году.

Как сообщал "ДП", исключение значительных скидок по ЕКП было ожидаемым: множество тарифов в зависимости от метода оплаты неминуемо потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счёт городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО «НСПК»).