Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге способствует расширению спектра способов оплаты проезда.
Жители города, пользующиеся общественным транспортом, могут выбирать из различных методов оплаты, что одновременно вызывает интерес и создаёт некоторую путаницу. Пассажиры могут использовать различные проездные билеты и способы расчёта при помощи карт, сообщает ДП.ру.
Среди методов оплаты доступны транспортная карта «Подорожник», «Единая карта петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир», а также другие банковские карты. Однако каждый из этих способов имеет свои тарифы, что может вызвать путаницу.
Например, в наземном транспорте стоимость проезда по карте «Подорожник» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки по карте «Мир» отсутствуют, а тарифы по ЕКП одинаковы для физической и виртуальной карт.
Город предлагает широкий выбор способов оплаты, что делает использование транспорта более удобным для жителей. В Санкт-Петербурге доступны все современные методы безналичной оплаты. По информации ГКУ «Организатор перевозок», сейчас тестируется возможность оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, специалист по транспортному развитию из ООО «Лабград», считает, что многообразие тарифов и способов оплаты — правильный подход и общепринятая практика. Оплата с помощью банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов обходится дешевле, чем наличными деньгами, что способствует прозрачности платежей и снижению доли серых схем.
Кто компенсирует разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Неясно, чьи интересы здесь преобладают — возможно, банков, заключающих специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать более выгодные варианты оплаты.
Источник в городской администрации сообщил, что продвижением оплаты банковскими картами занимаются банки-эквайеры и платёжная система «Мир». Скидка на разовый проезд при расчёте банковской картой покрывается платёжной системой.
«Эти меры направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и ПС "Мир". В Санкт-Петербурге ежегодно совершается примерно 1,5 миллиарда поездок с общим объёмом около 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не поступает в компании, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — рассказал источник из администрации Санкт-Петербурга "ДП".
Пресс-служба ЕКП сообщила "ДП", что размер тарифов и скидок, а также их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разницу в размере 23 рублей между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) компенсирует город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эту разницу субсидируют как город, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы "Мир").
Точный срок действия скидок не определён. Это зависит от успешности достигнутых договорённостей или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся прежними. Решение о тарифах на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напомним, с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро лишь на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от 10-рублёвой разницы, существовавшей в 2022 году.
По данным "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаема: разнообразие тарифов в зависимости от метода оплаты неизбежно привело бы к увеличению субсидий для перевозчиков за счёт городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником», находящимся под управлением городской администрации, и ЕКП — проектом Центрального банка России, единственного акционера АО «НСПК».