Соревнование за пассажиров в Санкт-Петербурге приводит к увеличению выбора способов оплаты проезда.
Пассажиры городского общественного транспорта имеют возможность выбирать из множества методов оплаты, что создает как интерес, так и некоторую путаницу. Среди доступных вариантов — разные виды проездных билетов и способы расчетов с использованием карт, как сообщает ДП.ру.
Для расчетов можно использовать транспортную карту «Подорожник», «Единую карту петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир» и любые другие банковские карты. Тем не менее, каждый из этих методов имеет свои тарифы, что порой может вводить в заблуждение.
Например, в наземном транспорте стоимость проезда по карте «Подорожник» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её виртуальной версии — 44 рубля. В метро карты «Мир» не дают скидок, а тарифы по ЕКП одинаковы как для физических, так и для электронных карт.
Город предоставляет разнообразное «билетное меню» и различные способы оплаты, что обеспечивает комфортные условия для жителей. Все современные безналичные методы оплаты доступны в Санкт-Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» заявило о тестировании возможности осуществления платежей через систему быстрых платежей и мобильные приложения.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», считает, что наличие множества тарифов и способов расчетов — это положительная практика. Оплата с помощью банковских карт, электронных кошельков или проездных выходит дешевле, чем расчет наличными, что способствует большей прозрачности платежей и снижению доли «серых» схем.
Кто же возмещает разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для некоторых пользователей. Непонятно, чьи интересы здесь преобладают — возможно, это интересы банков, которые заключили специальные соглашения с городской администрацией, считает эксперт. Однако пассажиры могут выбирать более выгодные варианты для оплаты.
Источники в Смольном указали, что продвижением расчетов банковскими картами занимаются банки-эквайеры и платёжная система «Мир». Скидка на разовый проезд при расчетах картой компенсируется этой платёжной системой.
«Эти меры ориентированы на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и системы 'Мир'. В Санкт-Петербурге ежегодно осуществляется около 1,5 миллиарда поездок, что составляет общий объем около 80 миллиардов рублей. Большая часть этих средств не доходит до транспортных компаний, поэтому они активно мотивируют пассажиров», — рассказал источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП пояснила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) оплачивает город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, тогда как по ЕКП она равна 42 рублям при оплате пластиковой картой и 40 рублям при расчетах через смартфон с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница компенсируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').
Точный срок действия скидок сложно определить, так как это зависит от успеха достигнутых соглашений и возможных изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными. Решение о тарифах на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напоминаем, что с 2023 года цена поездки по ЕКП в метро составляет на 2 рубля меньше, чем по карте «Подорожник», в отличие от 10 рублей разницы, которая наблюдалась в 2022 году.
Как указывал "ДП", отмена значительных скидок на ЕКП была предсказуема. Разнообразие тарифов в зависимости от способа оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков, взятых из городского бюджета. Уравнивание тарифов способствует предотвращению конфликтов между «Подорожником», управляемым городской администрацией, и ЕКП — проектом Центрального банка России, являющегося единственным акционером АО «НСПК».