В Санкт-Петербурге, стремясь привлечь больше пассажиров, власти расширили возможности для оплаты проезда в общественном транспорте.
Теперь жители города могут выбирать из множества способов оплаты, что иногда вызывает интерес, а иногда — путаницу. Доступные варианты включают различные проездные билеты и оплату банковскими картами, сообщает сайт ДП.ру.
Пассажиры могут использовать транспортную карту «Подорожник», «Единую карту петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир» и другие банковские карты для оплаты проезда. Однако для каждого из этих способов действуют свои тарифы, что может запутать пользователей.
К примеру, в наземном транспорте стоимость с "Подорожником" составляет 44 рубля, с ЕКП — 42 рубля, при оплате через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а с картой «Мир» или её мобильной версией — также 44 рубля. В метро скидок для карт «Мир» не предусмотрено, а тарифы ЕКП действуют как для физических, так и для виртуальных карт.
Предоставляя разнообразные способы оплаты, город улучшает удобство использования общественного транспорта. В Санкт-Петербурге доступны современные безналичные методы оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» сообщает, что тестирует возможность оплаты через систему быстрых платежей и мобильные приложения.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из компании «Лабград», считает, что разнообразие тарифов и методов оплаты — это разумный и распространённый подход. Использование банковских карт, электронных кошельков или проездных нередко обходится дешевле, чем наличные, способствует большей прозрачности и сокращает неофициальные схемы.
Кто покрывает разницу в тарифах для пассажиров?
Оплата в Петербурге может показаться сложной для пассажиров. Не всегда ясно, чьи это интересы — возможно, банков, заключивших соглашения с городом, предположил эксперт. И всё же у пассажиров есть выбор в пользу более выгодных способов оплаты.
Источник из Смольного отметил, что эквайеры и платёжная система «Мир» активно поддерживают оплату банковскими картами. Скидка на разовый проезд компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти меры нацелены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и платёжной системы 'Мир'. В городе ежегодно совершается примерно 1,5 миллиарда поездок, общая стоимость которых составляет около 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не доходит до операторов, поэтому они поощряют пассажиров», — сообщил источник для 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП рассказала 'ДП', что тарифы, размеры скидок и те, кто их предоставляет, зависят от вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартная стоимость — 65 рублей, а с ЕКП — 42 рубля при использовании пластиковой карты и 40 рублей через смартфон с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница финансируется городом и АО «НСПК» (оператором системы «Мир»).
Установить срок действия скидок сложно. Это зависит от успеха достигнутых договорённостей и изменений в городской администрации. В ЕКП заявили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными. Решение по тарифам на 2025 год примут в декабре 2024 года.
С 2023 года стоимость проезда по ЕКП в метро всего на 2 рубля меньше, чем по «Подорожнику», тогда как в 2022 году разница составляла 10 рублей.
Как сообщал "ДП", уменьшение значительных скидок по ЕКП было ожидаемо: разнообразие тарифов по способам оплаты потребовало бы более значительных субсидий из городского бюджета. Уравновешивание тарифов помогает избежать конфликта между управляемой городом системой «Подорожник» и проектом ЕКП — инициативой Центрального банка России (единственным акционером АО «НСПК»).