В Санкт-Петербурге активная конкуренция за пассажиров привела к увеличению числа способов оплаты проезда. Теперь жители города, использующие общественный транспорт, имеют возможность выбирать из различных методов, что иногда вызывает интерес, а иногда — путаницу. Среди вариантов — разные проездные и оплата картами, как сообщает ДП.ру.
Пассажиры могут осуществлять оплату с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир» и других банковских карт. Однако каждому из этих методов присвоены свои тарифы, что может запутать водителей.
К примеру, в наземном транспорте стоимость проезда с использованием «Подорожника» составляет 44 рубля, с ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а с карты «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро для карт «Мир» никаких скидок нет, в то время как тарифы по ЕКП действуют как для физических, так и для виртуальных карт.
Город предлагает множество методов оплаты, что улучшает комфорт пользования общественным транспортом для жителей. В Санкт-Петербурге доступны все современные формы безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» сообщает о тестировании новых возможностей оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, специалист по транспортному развитию из ООО «Лабград», отмечает, что разнообразие тарифов и способов оплаты — это разумный и общепринятый подход. Использование банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов часто оказывается дешевле, чем наличные платежи, что повышает прозрачность и снижает долю неофициальных схем.
Однако возникает вопрос: кто же финансирует разницу в тарифах для пассажиров? Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Не всегда очевидно, чьи интересы преобладают — возможно, это интересы банков, имеющих специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, у пассажиров остается выбор в пользу более выгодных вариантов.
Источник в Смольном сообщил, что эквайеры и платёжная система «Мир» активно способствуют росту использования банковских карт. Скидка на разовую поездку при оплате банковскими картами компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти меры направлены на то, чтобы привлечь дополнительные средства от пользователей банковских карт и системы 'Мир'. В Санкт-Петербурге каждый год совершаются около 1,5 миллиарда поездок на сумму около 80 миллиардов рублей. Большая часть этих средств не доходит до операторов, поэтому они активно побуждают пассажиров», — сказал источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП пояснила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от конкретного вида транспорта. Например, разница в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) финансируется городом. В наземном транспорте обычная стоимость — 65 рублей, тогда как по ЕКП — 42 рубля с пластиковых карт и 40 рублей при оплате через смартфон с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница финансируется и городом, и АО «НСПК» (оператором системы «Мир»).
Определить срок действия скидок сложно. Это зависит от успешности соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся без изменений. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
С 2023 года стоимость проезда по ЕКП в метро на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в то время как в 2022 году разница составляла 10 рублей.
Как сообщал "ДП", уменьшение больших скидок по ЕКП было ожидаемым: разнообразие тарифов по способам оплаты требует более серьезных субсидий для перевозчиков из городского бюджета. Выравнивание тарифов способствует устранению конфликта между управляемым городом «Подорожником» и ЕКП — проектом Центрального банка России, единственного акционера АО «НСПК».