Соревнование за пассажиров в Санкт-Петербурге приводит к росту разнообразия способов оплаты проезда.
Пассажиры общественного транспорта в городе могут выбрать из множества способов оплаты, что создает как интерес, так и немного путаницы. Варианты доступны в виде различных проездных билетов и расчетов с помощью карт, как сообщает ДП.ру.
Для оплаты можно использовать транспортную карту «Подорожник», «Единую карту петербуржца» (ЕКП), карты системы «Мир», а также любые другие банковские карты. Однако каждого метода присущи свои тарифы, что может вызывать недоумение.
Например, в наземном транспорте поездка по карте «Подорожник» стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, в мобильном приложении ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или ее версии на смартфоне — 44 рубля. В метро нет скидок при использовании карты «Мир», а тарифы по ЕКП одинаковы для физических и виртуальных карт.
Город предлагает разнообразные опции «билетного меню» и способы оплаты, что делает использование транспорта более комфортным для граждан. Все современные методы безналичной оплаты доступны в Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о начале тестирования системы оплаты через мобильные приложения и систему быстрых платежей.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», отмечает, что разнообразие тарифов и методов оплаты — это правильный и распространенный подход. Расчеты с использованием банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов выходят дешевле, чем наличные, что способствует большей прозрачности в платежах и сокращению доли «серых» схем.
Однако кто же компенсирует разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Неясно, чьи интересы здесь доминируют, возможно, интересы банков, которые имеют специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. В то же время пассажиры могут выбирать более выгодные методы оплаты.
Источник в Смольном уточнил, что продвижением платежей банковскими картами занимаются банки-эквайеры и платаёжная система «Мир». Скидка на разовый проезд при расчете банковской картой покрывается именно этой системой.
«Эти меры направлены на увеличение потока средств от пользователей банковских карт и системы 'Мир'. В Санкт-Петербурге ежегодно происходит около 1,5 миллиарда поездок с общей суммой около 80 миллиардов рублей. Заметная доля этих средств не доходит до компаний, поэтому они активно привлекают пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП отметила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от конкретного вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) берет на себя город. В наземном транспорте стандартная цена составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').
Точный срок действия скидок определить сложно, так как это зависит от успеха согласований и возможных изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся без изменений. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напоминаем, что с 2023 года цена поездки по ЕКП в метро оказалась всего на 2 рубля ниже, чем по карте «Подорожник», в то время как в 2022 году разница составляла 10 рублей.
Как сообщал "ДП", решение об отмене значительных скидок для ЕКП не вызывало удивления. Разнообразие тарифов, зависящих от способа оплаты, неизбежно требовало бы увеличения городских субсидий для перевозчиков. Уравнивание тарифов способствует предотвращению конфликтов между «Подорожником», который находится под контролем городской администрации, и ЕКП, реализуемым проектом Центрального банка России — единственного акционера АО «НСПК».