Теперь не по карте и не за наличку: в общественном транспорте вводят новый неожиданный способ оплаты

04.08.2024, 11:00 , Ольга Колина

Разнообразие способов оплаты проезда в Петербурге

Пассажиры общественного транспорта Санкт-Петербурга могут похвастаться широким выбором способов оплаты проезда. Благодаря множеству вариантов, включая как разовые, так и длительные проездные билеты, существует много способов расчетов с помощью карт, пишет DP.RU.

В этом разнообразии представлены транспортный "Подорожник", "Единая карта петербуржца" (ЕКП), карты платёжной системы "Мир", а также любые другие банковские карты. У каждого способа оплаты свои тарифы, что может вызвать путаницу среди пользователей. Например, в наземном транспорте проезд по "Подорожнику" стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, а если оплачивать через банковское приложение ЕКП, установленное на мобильном устройстве, то стоимость составит 40 рублей. При этом для физической карты системы "Мир" и для её использования через мобильный телефон проезд также составит 44 рубля. В метрополитене же для карты "Мир" нет скидок, в отличие от ЕКП, которая предлагает скидки без различия на физическую или виртуальную карту.

"В Санкт-Петербурге создано обширное меню тарифов для оплаты проезда, а также разнообразные способы расчетов. Это сделано для максимального удобства граждан, и в городе обеспечены все современные безналичные методы оплаты," — заявил представитель ГКУ "Организатор перевозок", добавив, что в настоящее время тестируется оплата через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

Подобный подход называется "развязанное тарифное меню", что является положительным моментом, как считает эксперт по транспортному развитию из ООО "Лабград" Илья Резников. В России распространено, что оплата проезда с использованием банковской карты или электронного кошелька дешевле, чем наличными. Основная цель этой практики — сделать оплату проезда более прозрачной и избежать серых схем.

Кто покрывает разницу в тарифах на перевозку пассажиров?

"То, что происходит в Петербурге, не совсем логично для пассажиров. Чьи интересы при этом расставлены в приоритет — сложно сказать. Возможно, это интересы каких-то банков, которые могут по-разному договариваться с властями города, а условия остаются неизвестными. Тем не менее, пассажир все-таки в итоге имеет возможность выбирать, как сэкономить," — подметил эксперт.

По словам источника из Смольного, продвижение оплаты банковскими картами осуществляется банками-эквайерами и платёжной системой "Мир". Скидка на разовый проезд при оплате банковской картой покрывается только платёжной системой "Мир".

Собеседник из транспорта в Смольном отметил, что приоритеты города заключаются в использовании "Подорожника" как для одноразового, так и для многоразового проезда, с акцентом на предоплату поездок. Эти приоритеты поддерживаются предоставлением самых низких тарифов.

Когда же появится приложение для "Подорожника"?

На данный момент в привычном виртуальном формате, таком как мобильное приложение, "Подорожник" не представлен. Тем не менее, о необходимости перехода на онлайн-технологии для оплаты проезда говорят уже давно.

Изменения должны были произойти с реализацией транспортной реформы, в рамках которой Смольный заказывал создание современной Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Однако сроки сдачи этой системы неоднократно срывались, что вынудило чиновников и разработчика, компанию ООО "НТЦ “Измеритель”" (часть "Штрих Групп"), обратиться в суд. В итоге было решено доработать существующие системы вместо разработки новых.

В конце 2022 года ГКУ "Организатор перевозок" подвело итоги аукциона на обновление системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). В рамках этого контракта и должно появиться мобильное приложение с виртуальными проездными билетами. Контракт был подписан с ПАО "Ростелеком", и в его рамках планируется разработка мобильного приложения для создания виртуального "Подорожника", покупки проездного и оплаты проезда через мобильное устройство. В будущем также предполагается подключение других типов проездных, включая льготные.

Пресс-служба "Ростелекома" сообщила изданию, что разработка мобильного приложения и специализированного программного обеспечения, позволяющего создать виртуальную транспортную карту и управлять её жизненным циклом, была завершена в 2023 году. В течение нескольких месяцев новая технология проходила закрытое тестирование на автобусах ГУП "Пассажиравтотранс".

"Программное обеспечение работает на основе протоколов, поддержка которых должна быть обеспечена оборудованием для контроля оплаты, установленным на транспортных средствах и турникетах метрополитена. В настоящий момент оборудование различных вендоров поддерживает эти протоколы и позволяет принимать виртуальные проездные билеты. В СПб ГКУ “Организатор перевозок” проходит перекрёстное тестирование и контролируемая опытная эксплуатация технологии в рамках фокус-группы," — прокомментировали в "Ростелекоме".

Тем не менее, собеседник издания, близкий к транспортному комитету, отметил, что выполнение контракта сталкивается с серьёзными задержками по этапам.

"Первая функциональность мобильного приложения для пассажиров с виртуальным носителем билетов должна была быть сдана к 1 марта для наземного транспорта и к 1 апреля для метро. Но пока успешных тестов не наблюдается. Я слышал, что ориентиром завершения этих работ теперь стал конец 2024 года," — сообщил он.

Оплата проезда без валидатора

Говоря о бортовом оборудовании, стоит отметить, что его модернизация или замена полностью лежит на крупных перевозчиках. Петербургским компаниям регулярно требуется находить значительные средства (десятки миллионов рублей) для таких обновлений, хотя разумнее было бы рассмотреть более кардинальные решения.

Например, в Твери с 2022 года пассажиры могут оплачивать проезд в общественном транспорте, не прибегая к использования валидаторов. Этот подход основан на геолокации и Bluetooth-технологиях. В данной системе датчики на транспортных средствах отправляют сигнал в мобильное приложение пассажира. Приложение способно определить, какой именно транспорт используется, его маршрут, текущее местоположение и стоимость проезда. Пассажиру нужно просто зайти в транспортное средство, открыть приложение и подтвердить платёж.

На тему этой технологии, известной как OpenLoop, на недавней сессии по цифровизации транспорта, которая прошла в Первом троллейбусном парке Петербурга, высказался замглавы Минтранса Дмитрий Баканов. Система даже может отслеживать передвижения пассажира в течение дня, вычислять тариф и производить списание денег по окончании дня. Он также отметил, что в последнее время с геолокационными технологиями возникли определённые сложности, так как качество навигации подвержено ухудшению, что затрудняет тестирование и внедрение системы. Тем не менее, эксперименты проводятся в ряде городов, включая Тверь и Ярославль.

По словам чиновника, в 2024 году планируется подключение и Петербурга к этой системе. Ожидается, что тестирование начнётся осенью в компании "Пассажиравтотранс". Пока же петербуржцам доступен только сервис, такой как личный кабинет пассажира, который позволяет удалённо пополнять "Подорожник" и отслеживать историю поездок. Однако активация отложенного пополнения карты по-прежнему остаётся необходимой.