Теперь и не по карте и не за наличные: с 3 сентября введут новый способ оплаты за проезд

02.09.2024, 11:00 , Ольга Колина

Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге способствует расширению способов оплаты проезда.

Теперь жители города могут воспользоваться множеством методов оплаты за проезд на общественном транспорте, что приносит как интерес, так и порой замешательство. Существуют различные проездные и способы расчета с помощью карт, сообщает ДП.ру.

Оплатить проезд возможно с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир» и других банковских карт. Однако каждому варианту соответствуют свои тарифы, что может сбивать с толку пассажиров.

Например, стоимость поездки на наземном транспорте с использованием карты «Подорожник» составляет 44 рубля, с «ЕКП» — 42 рубля, через приложение ЕКП — 40 рублей, а с карты «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро нет скидок по карте «Мир», а тарифы по ЕКП одинаковы как для физических, так и для виртуальных карт.

Город предлагает разнообразные методы оплаты, что делает использование общественного транспорта максимально удобным. В Петербурге все современные способы безналичной оплаты доступны. ГКУ «Организатор перевозок» также сообщило о тестировании возможности расчета через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», считает, что разнообразие тарифов и методов оплаты — это правильный подход и распространенная практика. Использование банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов зачастую оказывается дешевле, чем наличные, что повышает прозрачность и снижает объем «серых» схем.

Однако кто покрывает разницу в тарифах для пассажиров?

Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пользователей. Неясно, какие интересы преобладают — возможно, интересы банков, которые заключают соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать более выгодные способы оплаты.

Источник в Смольном уточнил, что банки-эквайеры и платёжная система «Мир» активно продвигают оплату банковскими картами. Скидка на разовый проезд при расчетах картой компенсируется самой платёжной системой «Мир».

«Эти меры нацелены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно регистрируется около 1,5 миллиарда поездок с общей стоимостью примерно 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не доходит до компаний, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.

Пресс-служба ЕКП подчеркнула 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартная цена составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате картой и 40 рублей с использованием смартфона с эмулированной картой ЕКП.

Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).

Определить точный срок действия скидок сложно, так как это зависит от результатов достигнутых соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся прежними. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.

Напомним, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро составляет всего на 2 рубля меньше, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.

Как сообщал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаемой: разнообразие тарифов в зависимости от метода оплаты требует увеличения субсидий для перевозчиков за счёт городского бюджета. Установление единых тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (под управлением городской администрации) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО «НСПК»).