С конца сентября машины начнут дорожать — в России вводят изменения — коснется всех и старые, и новые авто

02.09.2024, 12:00 , Ольга Колина

Проблемы с переводами и ключевая ставка

Игорь Чикин, исполняющий обязанности директора Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», предполагает, что этим осенью цены на новые автомобили в России могут вырасти на 10%. Основными факторами такого увеличения считаются трудности с переводами через китайские банки, высокая ключевая процентная ставка и, как следствие, возросшие затраты на займы, пишет Autonews.ru.

«Кроме того, ожидаемое значительное увеличение утилизационного сбора также отразится на цене как импортных, так и отечественных автомобилей», — добавил Чикин.

С ним согласен независимый транспортный эксперт Алексей Тузов, который считает, что автомобили могут подорожать на 10% этой осенью.

«Несмотря на то, что новое повышение утилизационного сбора начнется с октября, производители могут уже в сентябре начать учитывать предстоящие расходы в конечной стоимости автомобилей. Также проблемы с платежами между российскими дилерами и китайскими производителями могут привести к увеличению цен на китайские автомобили на примерно 200 000 рублей», — отметил он.

Тузов также обращает внимание на влияние роста ключевой ставки Центрального банка и ужесточения требований к заемщикам на стоимость новых автомобилей. По его мнению, объем выданных кредитов уменьшится, что приведет к снижению числа людей, желающих оформить займы на покупку автомобилей.

«Это снизит поток покупателей в автосалонах и, как результат, приведет к снижению продаж. В таком случае дилерам придется поднимать цены для сохранения рентабельности», — подытожил эксперт.

Мнение специалистов

Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг, также утверждает, что повышение утилизационного сбора станет ключевым фактором роста цен. Она отметила, что согласно новому проекту, размер сбора может увеличиться на 300–500 тыс. рублей для всех новых автомобилей, приобретенных за границей. Это, соответственно, скажется на их цене, особенно автопарках китайских брендов.

«Многие импортеры уже начинают активную подготовку и заполняют свои склады автомобилями, что обеспечит ввод большого количества транспортных средств до роста утилизационного сбора. Это поможет избежать резких колебаний цен. Увеличение стоимости может составить порядка 20–30% от нового размера утилизационного сбора на эти автомобили», — пояснила Байбароша.

Мнение дилеров

Заместитель генерального директора АГ «Авилон» Ренат Тюктеев призвал клиентов быть готовыми к возможному повышению цен на автомобили этой осенью. Он считает, что минимальный рост цен на автомобили среднего сегмента может составить от 180 тыс. рублей и более уже в сентябре.

«Такое увеличение обусловлено и высокой ключевой ставкой, и ужесточением условий для заемщиков. При данной ситуации рынку автомобилей будет труднее расти и достигать запланированных показателей продаж», — разъяснил Тюктеев.

В июле Банк России впервые за семь месяцев повысил ключевую ставку с 16% до 18% годовых. Это решение было принято в условиях ускоряющейся инфляции. Ранее, в декабре 2023 года, Центробанк увеличил ставку с 15% до 16%.

По мнению ряда экспертов, такие изменения приведут к удорожанию автокредитов и самих автомобилей. В настоящее время автокредитование остается важным фактором на российском авторынке: на основе опросов дилеров Autonews.ru, до 70–80% всех автомобилей покупается с использованием заемных средств.

Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов также согласен с этой точкой зрения. Он добавил, что с 1 октября вероятно повышение утилизационного сбора, что вызовет рост цен на автомобили.

«Если речь идет об автомобилях, поступающих в рамках параллельного импорта, то новое повышение утилизационного сбора сразу скажется на их цене. В случае официальных поставок, рост будет происходить постепенно», — пояснил он.

Иванов отметил, что, помимо утилизационного сбора, на увеличение цен на автомобили также могут оказать влияние изменения ключевой ставки, которые ожидаются 13 сентября. Если ставка возрастет, корпоративные кредиты станут дороже, что приведет к росту затрат дилеров на хранение автомобилей на складах. По мнению эксперта, это отразится прежде всего на стоимости машин, ввозимых через параллельный импорт.

Специалисты дилерской компании «Ключавто» прогнозируют, что осенью цены на автомобили могут увеличиться на 5–10%. Основными причинами данного удорожания называются рост ключевой ставки Центрального банка, что повлечет за собой удорожание автокредитов и повышение затрат дилеров на логистику и хранение, а также возможное увеличение утилизационного сбора на 70–85% с 1 октября.

«Увеличение цен в большей мере коснется импортируемых автомобилей, в меньшей степени — отечественных и локализованных моделей», — подчеркнули в компании.