С 1 октября машины подорожают на 30% — в России вводят изменения — коснется всех и старые, и новые авто

01.09.2024, 12:00 , Ольга Колина

По информации Autonews.ru, эксперты и автодилеры прогнозируют изменения цен на новые автомобили в России этой осенью, а также определяют модели, которых это коснется в первую очередь. Ожидается, что стоимость новых машин может значительно вырасти из-за нескольких факторов, таких как возможное увеличение утилизационного сбора, уровень инфляции, поднятие ключевой ставки и колебания валютных курсов.

Исследуя эту тему, Autonews.ru обратилось к специалистам и представителям автодилеров, чтобы выяснить, как именно изменится цена на автомобили осенью и какие модели окажутся под ударом.

«Цены могут вырасти на треть», — прогнозирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Он объясняет, что основным фактором этого удорожания станет увеличение утилизационного сбора, которое планируется в ближайшее время.

«Скорее всего, власти намерены делать это ежегодно, что приведет к устойчивой тенденции роста цен на рынке автомобилей в России. Хотя локализация производства моделей из Китая могла бы несколько смягчить эту ситуацию, похоже, что у многих китайских компаний нет планов в этом направлении, за редкими исключениями», — добавил он.

Шапарин также отметил, что с первым увеличением утилизационного сбора стоимость базовых китайских автомобилей вырастет на 300 тыс. рублей, что составит 10–20% от их первоначальной цены. И АвтоВАЗ, по его словам, не сможет избежать повышения цен, которое составит от 100 до 200 тыс. рублей в зависимости от модели.

«Учитывая уровень инфляции и изменения валютных курсов, ожидаю, что новая техника в России подорожает примерно на треть к следующему году», — резюмировал эксперт.

Тем не менее, в АвтоВАЗе опровергли информацию о планах повышения цен на автомобили Lada. Представители компании заявили, что рост утилизационного сбора не сказывается на ценах локализованных моделей. С начала года АвтоВАЗ увеличил цены в среднем на 4,3%, что ниже уровня инфляции, и на предстоящую осень у них нет намерений корректировать стоимость автомобилей Lada.

Минпромторг России представил проект индексации утилизационного сбора в середине июня, и если он будет принят, изменения вступят в силу с 1 октября 2024 года. Ожидается, что с этого момента начнется поэтапное увеличение утилизационного сбора на импортируемые автомобили, например, для моделей с двигателями до 2,0 литров придется заплатить 556 тыс. рублей вместо 306 тыс. руб., а к 2025 году эта сумма вырастет до 667 тыс. рублей. В 2026 году она составит около 800,8 тыс. рублей, а в 2030 году — до 1,17 млн рублей.

В правительстве считают, что такие изменения не окажут значительного влияния на цены для автомобилей, производимых в стране, так как государство компенсирует расходы тем производителям, которые уже локализовали свое производство.

Проблемы с переводами и ключевая ставка

Исполнительный директор Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин предполагает, что цены на новые автомобили в России могут вырасти на 10%. Основными причинами этого роста являются сложности с переводами через китайские банки, высокая ключевая процентная ставка и, соответственно, возросшие затраты на заемные средства.

«К тому же планируемое значительное увеличение утилизационного сбора также повлияет на стоимость как импортных, так и отечественных автомобилей», — добавил Чикин.

Независимый эксперт в области транспорта Алексей Тузов разделяет данное мнение и считает, что осенью текущего года автомобили могут подорожать на 10%.

«Хотя повышение утилизационного сбора начнется с октября, производители могут уже в сентябре начать включать предстоящие расходы в конечную цену автомобилей. К тому же, существующие проблемы с осуществлением платежей между российскими дилерами и китайскими производителями могут увеличить стоимость автомобилей из Китая примерно на 200 000 рублей», — отметил он.

Тузов также указывает на влияние роста ключевой ставки Центрального банка и ужесточения требований к заемщикам на цену новых автомобилей. По его прогнозам, объем выданных кредитов уменьшится, что приведет к сокращению числа людей, желающих их оформить.

«Это приведет к снижению потока покупателей в автосалонах и, как следствие, к сократению продаж. Дилерам останется только поднимать цены для поддержания рентабельности», — заключил эксперт.

Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг, также считает, что рост утилизационного сбора станет основным фактором возможного повышения цен. Она отметила, что согласно новому проекту, размер сбора может возрасти на 300–500 тыс. рублей для всех новых автомобилей, приобретенных за границей. Это, в свою очередь, отразится на их стоимости, причем в первую очередь подорожают автомобили китайских марок.

«Многие импортеры уже начинают подготовку и заполнять свои склады автомобилями, что позволит ввозить большое количество транспортных средств до повышения утилизационного сбора. Это поможет избежать резких скачков цен. Увеличение стоимости может составить примерно 20–30% от размера утилизационного сбора на эти автомобили», — пояснила Байбароша.

Мнение дилеров

Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев призвал клиентов быть готовыми к потенциальному росту цен на автомобили этой осенью. Он считает, что минимальное увеличение цен на машины среднего ценового сегмента уже в сентябре может составить от 180 тыс. рублей и выше.

«Такое повышение связано, в том числе, с высокой ключевой ставкой и ужесточением требований к заемщикам. При таком раскладе автрынку будет сложнее расти и достигать запланированных объемов продаж», — объяснил Тюктеев.

В июле Банк России впервые за семь месяцев увеличил ключевую ставку с 16 до 18% годовых. Это решение было принято на фоне ускорения инфляционных процессов. Ранее, в декабре 2023 года, Центробанк увеличил ставку с 15 до 16%.

По мнению ряда экспертов, такие изменения приведут к повышению цен на автокредиты и сами автомобили. В настоящее время автокредитование остается ключевым фактором на российском авторынке: как показали опросы дилеров Autonews.ru, до 70–80% всех автомобилей покупается с использованием заемных средств.

Директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов также поддерживает эту точку зрения. Он отметил, что с 1 октября вероятно повышение утилизационного сбора, что повлечет за собой рост цен на автомобили.

«Если говорить о машинах, поступающих в рамках параллельного импорта, то увеличение утилизационного сбора сразу отразится на их цене. В случае официальных поставок, повышение будет происходить поэтапно», — пояснил он.

Иванов отметил, что помимо утилизационного сбора, на рост цен на автомобили могут повлиять изменения ключевой ставки, которые ожидаются 13 сентября. В случае повышения ставки корпоративное кредитование станет дороже, что приведет к увеличению затрат дилеров на хранение автомобилей на складах. По мнению эксперта, это в первую очередь отразится на стоимости машин, ввезенных через параллельный импорт.

Согласно прогнозам специалистов дилерской компании «Ключавто», осенью стоимость автомобилей может вырасти на 5–10%. Основными факторами этого удорожания названы повышение ключевой ставки Центрального банка — что приведет к росту автокредитов и увеличению затрат дилеров на логистику и хранение — а также возможное увеличение утилизационного сбора на 70–85% с 1 октября.

«Рост цен в большей степени затронет импортируемые автомобили, в меньшей степени — отечественные и локализованные модели», — подчеркнули в компании.

Что касается текущей ситуации в автосалонах, то многие крупные дилерские центры уже начали изменять прайс-листы на автомобили к концу лета. Корреспондент Autonews.ru, посетивший несколько московских шоурумов, заметил, что речь идет в основном о корректировке скидок на «официальные» модели.

Некоторые дилеры этим летом предлагали клиентам скидки, которые были инициированы самими автосалонами, благодаря чему машины иногда можно было приобрести дешевле рекомендованных розничных цен. Однако в настоящее время эти «летние» скидки начали отменять.

Например, в июле в двух автосалонах марки Chery в Москве действовали как специальные предложения от импортера, так и локальные скидки от дилеров. Продавцы предлагали значительные бонусы за быстрое приобретение автомобиля, например, на кроссовер Chery Tiggo 4 Pro скидка от дилера составляла 100 тыс. рублей, а на модель Chery Tiggo 8 Pro Max — до 200 тыс. рублей. В настоящее время такие предложения стали недоступны.

Похожая ситуация наблюдается и у некоторых дилеров Geely, где ранее были предложены небольшие скидки на автомобили. Однако сейчас эти программы прекратились, и некоторые продавцы забывают упоминать о выгоде от производителя для определенных моделей Geely.

Компания «Москвич» весной объявила о значительном снижении цен на модели 2023 года, что помогло реализовать сток. В настоящее время у дилеров в основном представлены автомобили 2024 года выпуска, и менеджеры в трех столичных салонах предупредили о возможном увеличении цен на модели этой марки уже в сентябре. Однако пресс-служба «Москвич» официально не подтвердила эту информацию.

Иная ситуация сложилась с автомобилями, которые поступают в Россию по схеме параллельного импорта. К концу лета дилеры повысили цены на ряд таких моделей, особенно на те, которые пользуются высоким спросом на рынке. Сюда вошли кроссоверы BMW X1 и X3, Kia Sportage, Toyota RAV4, несколько моделей Volkswagen и Hyundai Santa-Fe.

Также, стремясь освободить склады, дилеры начали снижать цены или вводить дополнительные скидки на менее популярные модели, такие как Suzuki Ertiga, Mitsubishi Xpander, Skoda Kamiq GT, Honda Crider и другие автомобили.