Нулевой уровень: как будут наказывать нетрезвых водителей

12.10.2025, 19:30 , Камила Газимова

Борьба с пьяным вождением: статистика снижается, но проблема остаётся

Несмотря на сокращение числа аварий с нетрезвыми водителями, такие ДТП по-прежнему остаются одной из главных угроз на дорогах России. Эти вопросы обсуждались на заседании Общественной палаты РФ, где эксперты представили данные Госавтоинспекции и предложения по профилактике нарушений.

По итогам прошлого года «пьяные» аварии составили 10,6 % от общего числа ДТП. При этом четверть всех погибших в автокатастрофах приходилась именно на них. Средняя тяжесть последствий таких происшествий — 16,9, что примерно вдвое превышает общий показатель по стране.

Тенденция к снижению

За январь–сентябрь 2025 года зарегистрировано почти 7,9 тыс. ДТП по вине нетрезвых водителей — на 12,3 % меньше, чем за аналогичный период 2024 года. В них погибли 2,1 тыс. человек, ещё свыше 10 тыс. получили ранения.
Количество аварий с участием водителей, отказавшихся от освидетельствования, также сократилось — до 1,7 тыс. случаев (–7,1 %).

Всего за 2025 год возбуждено 189 тыс. административных дел за управление транспортом в состоянии опьянения.

Кто чаще всего нарушает

По словам начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрия Митрошина, типичный виновник таких аварий — мужчина 30–39 лет, чаще всего безработный, со средним образованием. Большинство сознательно идут на риск, прекрасно осознавая последствия.

Наказание и профилактика

Первое нарушение карается штрафом в 45 тыс. рублей и лишением прав до 2 лет. Повторное — уголовной ответственностью. Однако, как подчеркнул представитель ГУОБДД Сергей Хранцкевич, одного наказания недостаточно:

«Важно выработать у водителей внутренний иммунитет к самой мысли о вождении в нетрезвом виде — из осознания опасности, а не из страха наказания».

Гражданская активность и патрули

Рост количества сообщений от граждан о нарушениях — ещё одно свидетельство изменения общественного сознания. За 2024 год таких сигналов стало на 25 % больше, чем годом ранее. Только по ним было предотвращено более 70 тыс. случаев вождения в состоянии опьянения.

К контролю подключаются добровольцы — автоклубы, казачьи и родительские патрули, общественные организации.

Что такое 0,16 промилле

Участники заседания напомнили: 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха — не допустимая норма алкоголя, а лишь погрешность измерений.

«Эта цифра складывается из трёх возможных отклонений — прибора, температуры и состава воздуха. Её ввели, чтобы не наказывать трезвых водителей», — пояснил Александр Холодов из Общественной палаты.

Личный пример — главное средство профилактики

По мнению Вячеслава Керова (Минтранс РФ), устойчивые изменения поведения возможны только через личный пример и просвещение.

В рамках инициативы «Твоя мера — 0 промилле» планируется создание образовательных модулей для автошкол и муралов на федеральных трассах.

Не только водители

Проблема затрагивает и других участников движения. По данным ГК «Автодор», около 90 % пьяных пешеходов, попадающих под колёса, погибают. Также обсуждается законодательная инициатива о перечне лекарств, несовместимых с управлением автомобилем.