Не по карте и не за наличные: в общественном транспорте вводят новый выгодный способ оплаты

07.08.2024, 11:00 , Ольга Колина

Конкуренция за пассажиров в Петербурге отражается на разнообразии способов оплаты проезда

Жители и гости Санкт-Петербурга, использующие общественный транспорт, имеют широкий выбор способов оплаты, что вызывает как интерес, так и определенное замешательство. Помимо различных проездных билетов, существует множество способов оплаты с помощью карт, сообщает ДП.ру.

На выбор предлагаются транспортная карта «Подорожник», «Единая карта петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир» и любые другие банковские карты. Однако каждый способ имеет свой тариф, что может запутать пассажиров.

Например, в наземном транспорте поездка по карте «Подорожник» стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через приложение ЕКП на мобильном устройстве — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — тоже 44 рубля. В метро скидки по карте «Мир» нет, а по ЕКП тарифы одинаковы как для физической, так и виртуальной карты.

В Петербурге представлено обширное «билетное меню» и разнообразные способы оплаты, что делает использование транспорта максимально удобным для жителей. В городе доступны все современные методы оплаты, включая безналичные. ГКУ «Организатор перевозок» сообщает, что сейчас тестируются оплата через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

По мнению Ильи Резникова, эксперта по транспортному развитию из ООО «Лабград», такая система с большим выбором тарифов и способов оплаты является правильным шагом и распространённой практикой. Оплата с помощью банковской карты, электронного кошелька или проездного билета дешевле, чем наличными деньгами, что способствует увеличению прозрачности оплаты и снижению доли "серых" схем.

Кто компенсирует разницу в тарифах для пассажиров?

Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пассажиров. Трудно сказать, чьи интересы здесь выходят на первый план. Возможно, банков, которые заключают особые договоры с городом, отмечает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать экономичные варианты оплаты, что положительно сказывается для них.

Источник в Смольном уточняет, что продвижением оплаты банковскими картами занимаются банки-эквайеры и ПС «Мир». Скидка на разовый проезд при оплате банковской картой покрывается ПС «Мир».

«Эти меры направлены на привлечение дополнительных денежных потоков от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно осуществляется около 1,5 миллиарда поездок с общим оборотом в 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств обходит стороной компании, поэтому они стремятся стимулировать пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.

В пресс-службе ЕКП пояснили 'ДП', что тарифы, величина скидок и их инициаторы зависят от вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) компенсирует город. В наземном транспорте стандартный тариф составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей через смартфон с эмулированной картой ЕКП.

Эту разницу субсидируют как город, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').

Сколько времени будут действовать эти скидки, точно сказать сложно. Возможно, до тех пор, пока удастся достигать договорённостей или до смены городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся без изменений. Решение по тарифам на 2025 год примут в декабре 2024 года.

Напомним, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро лишь на 2 рубля дешевле, чем по «Подорожнику», по сравнению с 10-рублёвой разницей в 2022 году.

Как писал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаемой: разнообразие тарифной сетки в зависимости от способа оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий перевозчикам из городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между "Подорожником" (который находится под управлением городской администрации) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО "НСПК").

По словам источника в транспортном блоке Смольного, приоритетом города является оплата разовых и многоразовых поездок с использованием физической и виртуальной карты "Подорожник", преимущественно с предоплатой поездок. Этот приоритет поддерживается предоставлением самых низких тарифов.