Соревнование за пассажиров в Санкт-Петербурге способствует расширению выбора способов оплаты за проезд.
Пассажиры общественного транспорта в городе имеют возможность выбирать среди множества методов оплаты, что вызывает как интерес, так и некоторую путаницу. Доступны различные проездные билеты и варианты расчетов с использованием банковских карт, сообщает ДП.ру.
Оплатить проезд можно с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир» и любых других банковских карт. Однако каждый из этих способов имеет свои расценки, что может сбивать с толку.
Например, в наземном транспорте стоимостные параметры следующие: по карте «Подорожник» — 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро при использовании карты «Мир» скидок нет, а тарифы по ЕКП одинаковы как для физической, так и виртуальной версий.
Город предлагает широкий ассортимент «билетных опций» и различных систем оплаты, что делает пользование транспортом максимально комфортным для его жителей. В Санкт-Петербурге доступны все современные методы безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о проведении тестов по возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, эксперт в области транспортного развития ООО «Лабград», считает, что разнообразие тарифов и методов оплаты — это верный подход и общепринятая практика. Оплата с помощью банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов оказывается дешевле, чем наличные, способствуя большей прозрачности платежей и уменьшению доли «серых» схем.
Вопрос о том, кто компенсирует разницу в тарифах для пассажиров, остаётся открытым.
Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пользователей. Трудно понять, чьи интересы здесь преобладают — возможно, интересы банков, которые заключают специальные соглашения с городом, говорит эксперт. Тем не менее, пассажиры имеют возможность выбирать наиболее выгодные варианты оплаты.
По данным источника в Смольном, продвижением оплаты с использованием банковских карт занимаются банки-эквайеры и платёжная система «Мир». Скидка на разовый проезд при оплате банковской картой покрывается этой платёжной системой.
«Эти инициативы направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Санкт-Петербурге ежегодно осуществляется около 1,5 миллиарда поездок с общим объёмом около 80 миллиардов рублей. Значительная доля этих средств не доходит до транспортных компаний, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП отметила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) компенсирует город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').
Установить точный срок действия скидок затруднительно. Это зависит от успеха соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся без изменений. Решение относительно тарифов на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напомним, с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро всего на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от 10-рублевой разницы, существовавшей в 2022 году.
Как отмечал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаемой: разнообразие тарифной сетки в зависимости от метода оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счёт городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — проектом Центрального банка России (единственного акционера АО «НСПК»).