Давление в шинах нужно проверять только на горячую: вот почему это так важно

23.10.2025, 08:00 , Камила Газимова

Как температура влияет на давление в шинах: Почему замер «на холодную» — устаревшая методика

Многие водители, готовясь к поездке, проверяют давление в шинах сразу утром, когда покрышки ещё холодные. Это правило передается из поколения в поколение, считая, что именно на «холодную» шины должны быть накачаны по рекомендации производителя. Однако эта методика давно устарела и не отражает реальное давление, с которым шина работает на дороге.

Физика поведения воздуха в шинах

На самом деле, измерять давление в шинах нужно не на холодную, а на горячую. Почему? Всё объясняется физикой, а точнее – законом Гей-Люссака. Этот закон гласит, что при постоянном объеме давление газа прямо пропорционально его температуре. То есть, когда автомобиль стоит на месте, температура воздуха внутри шины падает, и давление тоже уменьшается. Однако как только шины начинают нагреваться при движении, давление возрастает. Это связано с тем, что температура воздуха внутри шины растет, что в свою очередь увеличивает давление.

Сколько давление на холодную отличается от рабочего?

Если утром температура воздуха в шинах составляет +10°C, а во время движения она повышается до 40-50°C, давление в шине может увеличиться примерно на 0,3 атмосферы. Это усреднённое значение, подтвержденное как расчетами, так и наблюдениями. Например, при температуре воздуха 0°C, утром давление может быть занижено на 0,4 атмосферы. Это означает, что на «холодную» шины подкачаны не до нужного уровня, и по мере прогрева давления фактически становится выше нормы, что может привести к перекачке.

Почему замеры на холодную приводят к перекачке?

Проведенные исследования и анализ показывают, что при утренних замерах, когда шина холодная, давление оказывается ниже нормы. Если в такие моменты регулировать давление в соответствии с рекомендациями, это приведет к перекачанным шинам после начала движения. В свою очередь, это может вызвать потерю эластичности шины, уменьшение пятна контакта с дорогой, что ухудшает управляемость, снижает сцепление, а также ускоряет износ покрышек.

Современные методы измерения давления в шинах

На сегодняшний день существуют более точные методы, учитывающие эти изменения в температуре и давлении. Например, для более точных показателей давления можно использовать электронные системы контроля давления (TPMS), которые фиксируют давление в реальном времени, когда шина уже прогрета и в рабочем состоянии. В случае отсутствия таких систем, рекомендуется измерять давление после короткой поездки, когда температура шин стабилизируется, и показатели будут соответствовать реальным условиям эксплуатации.

Как избежать ошибок при проверке давления?

Оптимальный подход заключается в проверке давления в шинах после короткой поездки, когда покрышки прогреются до рабочей температуры. Например, если в руководстве указано давление 2.2 атмосферы, утром достаточно установить 2.0 атмосферы, чтобы при прогреве оно вышло на оптимальные значения. Такой подход позволяет поддерживать стабильное поведение автомобиля, равномерный износ протектора и экономию топлива.

Заключение

Проверка давления на «холодную» является привычной практикой, но она давно утратила свою актуальность. С учетом физики поведения воздуха в шинах и современных технологий, измерение давления должно осуществляться на «горячую», когда шины уже прогреты до рабочей температуры. Это дает более точные данные о состоянии шин, предотвращает их перекачку, улучшает управляемость автомобиля и продлевает срок службы покрышек. Важно понимать, что старые рекомендации больше не актуальны, и осознанный подход к обслуживанию автомобиля требует учета реальных условий эксплуатации.