Работник центра психологической поддержки: «Мне позвонил убийца из Добрянки и сказал, где спрятал тела жертв»

21.08.2017, 11:00 , Борис Мирный

Работница центра психологической поддержки рассказала корреспонденту progorod59.ru о том, как она и ее коллеги помогают людям и сколько пермяков звонят в службу психологической поддержки.

Телефон доверия это

Телефон доверия – оперативная служба психологической помощи. В среднем, каждый год нам поступает от 5.5 до 6 тысяч звонков. Ежедневно 15-20 абонентов. За 29 лет работы общее количество обратившихся за психологической помощью составило 161 329 человек.

Кто и зачем звонит

Возраст позвонивших от 14 до 88 лет. Соотношение обратившихся за помощью людей: мужчин - 25 процентов, женщин - 75 процентов. Много звонков от тех, кто переживает острое горе потери близкого человека. Немало и тех, кто стал жертвой сексуального, домашнего или экономического насилия. 

 Каждый звонок уникален, все звонки запоминаются

Проблематика

Основные проблемы мужчин: измены, алкогольная или игровая зависимость, потеря смысла жизни, попытки самоубийства, одиночество, кредитная зависимость, проблемы с работой, конфликты в семье, психиатрия. Основные проблемы женщин: неустроенность личной жизни, детско-родительские конфликты, измены, болезни, конфликты с родственниками, бытовые проблемы, социальная незащищенность, бесплодие, проблемы с алкоголем, психиатрия.

Консультант может прервать контакт в 2-х случаях:

- абонент кричит, матерится, угрожает, бредит.

- абонент не говорит о цели звонка (проблеме), а интересуется личностью консультанта, задает вопросы, хочет реализовать сексуальные потребности.

Длительность разговора

В среднем разговор длится от 30 до 45 минут. Бывают короче, бывают и свыше 3 часов. Это случаи редкие. Чаще позвонивший хочет, чтобы его послушали, не перебивая и не задавая вопросы. Это важно, быть выслушанным. Для позвонившего уже большая помощь, что его послушали, не оценивая, не перебивая, внимательно, с эмпатией, с сочувствием и интересом. 

Чаи гонять нам некогда. Конечно, есть паузы, время, когда звонков нет. Но консультант всегда рядом с трубкой!

Звонок, который я запомнила навсегда

Один раз мне позвонил мужчина из Добрянки. Он сказал, что убил двух человек и даже рассказал, где спрятал их тела. Что сейчас он не может заснуть. После нашего продолжительного разговора, он сходил в церковь, исповедался, а потом пришел в полицию и во всем признался. Отсидел он около 3 лет. Сейчас у него семья и ребенок.

О специалистах

Попасть на телефон доверия для работы на нем очень трудно. Условия: чистая речь без дефектов, грязных слов, эканья и нуканья. Неконфликтность, обязательно должна быть крепкая семья, материальный достаток, готовность служить людям безвозмездно. Голос должен быть чистым, участливым, негромким, душевным. Главная – владение риторикой.  

Не берем старше 40 лет, в очень редких случаях можем взять до 45 лет. Образование только высшее, без разницы, какое. Хорошие психологи получаются из политехников, юристов, медиков, хуже - из педагогов. Собственно психологическое образование – вне конкурса, всегда приветствуется.

Все консультанты свято соблюдают особые принципы работы: готовность помочь, добровольное служение, конфиденциальность, уважение личности человека, принятие чужой боли, умение сопереживать, обеспечивать личную безопасность позвонившего и свою собственную.

Внутри коллектива существует принцип взаимной помощи и поддержки друг друга. На телефоне доверия особая атмосфера – это вариант идеальной группы, почти семьи: любим, радуемся, делимся, помогаем, уважаем, разрешаем каждому быть такими, какие они есть. Конфликты бывают, но, как правило, очень краткие, после которых сразу же просим прощения друг у друга.

В комнате, где линии телефона доверия, работает 1 человек, через 4-5 часов его меняет другой консультант. В некоторых случаях, могут одновременно работать 2-3 человека, так как линии телефона доверия находятся в разных помещениях.

Консультант на телефоне доверия не получает зарплаты, у него не идет трудовой стаж, работает он с псевдонимом. 

Сложности в работе

Самое сложное в работе – научиться слушать и принимать человека таким, какой он есть, не пытаться его переделать. Просто помочь. Не злиться, не раздражаться, но при этом брать на себя ответственность!

СЛОВО – великая вещь, словом можно убить, словом можно оживить, словом можно позвать в даль светлую

Консультант всегда работает с той частью личности человека, которая, не взирая ни на что, хочет жить, а другая часть личности хочет умереть. К сожалению, много психиатрии, поэтому, бывает, что не получается помочь человеку. В этом случае, может помочь только врач-психиатр.

Конечно, консультант переживает, после беседы рассуждает, как надо было лучше проконсультировать, чем лучше помочь человеку. Бывают сомнения, ищем алгоритм помощи человеку, если он снова позвонит или будут подобные случаи обращения.

Постоянные клиенты

Возраст постоянных абонентов от 30 до 86 лет, их около 150-160 человек. Это одинокие люди, старики, инвалиды. Бывают здоровые люди, но у них мало общения, и они привыкли с нами советоваться. Некоторые умирают (старость, болезни), но появляются новые постоянные абоненты и цифра это 150-160 держится постоянно.

За сутки 5-7 постоянные абоненты позвонят на телефон доверия от 3 до 20 раз. Мы с ними дружим. Иногда даже посещаем на дому, делаем подарки, переживаем, когда они тяжело заболевают. А когда умирают, участвуем в отпевании и молимся о душе нашего любимого, но уже умершего человека. О каждом постоянном абоненте можно многое рассказать. Это интересные и добрые, беззащитные и терпеливые люди. Мы любим своих постоянных абонентов, телефон доверия им очень нужен!

Читайте также:

Пермский звонарь рассказал, страшно ли на высоте и как с колокольни выглядит реакция прохожих на звон.