Работа кондуктора не менее сложная и ответственная, чем ряд других профессий. На них нападают, кричат, бранят и даже обвиняют в авариях. Но при этом спрашивают, как и куда проехать. Где лучше пересесть и на какой транспорт. В общем, профессия не для слабонервынх. Корреспондент progorod59.ru побеседовал с кондуктором с 8-летним стажем Ольгой Орловой, которая рассказала о всех радостях и разочарованиях своей профессии.
Ольга рассказала, часто ли пассажиры ездят «зайцами», какими навыками должен обладать кондуктор и какие смешные и опасные ситуации ей довелось пережить.
Единственное и самое неприятное в работе - это «зимнее утро». Когда утром заходишь в вагон, очень холодно. Кажется, что вагон высасывает из тебя последнее тепло. Согреваться начинаешь только через час.
Нам, в отличие от кондукторов других транспортных средств, нельзя ни читать, ни вязать, ни слушать музыку.
За проезд платят практически все. Если говорить в процентном соотношении, то зайцами ездят 1-2 процента пассажиров. Есть около пяти пенсионеров, которые постоянно не платят за проезд и не выходят. Я разрешаю им ехать. Как можно выгнать дедушку или бабушку?!
Интересные случаи происходят каждый день. Как-то раз женщина затаскивала в вагон козу. Животное сопротивлялось и брыкалось. Хозяйка отчаянно кричала и бранилась. Женщине потребовалось несколько минут, чтобы справиться с животным. В итоге ехали в вагоне с козой.
Почти все пассажиры говорят «спасибо», когда я их обилечиваю.
Однажды один из пассажиров угрожал мне ножом. Это было, когда был маршрут номер №2. Мы ехали из депо и в трамвае никого не было. На остановке в вагон зашел неадекватный мужчина лет сорока. Подошел ко мне, достал нож и сказал, что сейчас зарежет. В ту же минуту сел на сидение, будто ничего не было. Но через минуту опять соскочил и начал махать ножом. Так происходило несколько раз. Все это время у меня замирало сердце. Потом в салон зашли еще пассажиры и он успокоился.
Помню еще один случай, когда в вагон зашел взрослый мужчина. Я попросила его заплатить за проезд, а он снял штаны, вывалил свое хозяйство и сказал: «Вот тебе за проезд».
Проезд оплачивают чаще деньгами, проездными пользуются меньше
Было и такое, что пассажиры заступались за меня. Мы сломались, и люди начали требовать обратно свои деньги. Один из пассажиров сказал, что сейчас даст мне по щам. И уже направился в сторону меня. Но другие пассажиры угомонили буяна.
Бывают случаи когда тебе просто посылают на три советских буквы или начинают орать. В таких случаях я стараюсь не провоцировать человека. Ухожу, пусть себе едет.
Стараюсь всегда разрядить обстановку, особенно вечером. Люди едут с работу уставшие и, когда я подхожу за оплатой, могу выдать какую-нибудь шутку или завести диалог. В основном на контакт идут подростки. Как-то раз в вагон зашли два парня, класс девятый, и встали в конец салона. Когда я к ним подошла, один предлагал другому зайти к нему в гости и поесть селедки. Я сказала, что тоже люблю селедку. Парни рассмеялись и предложили мне ехать с ними.
У меня всегда с собой в сумке конфеты. Ими я угощаю маленьких пассажиров.
Очень любезно себя ведут афроамериканцы. Когда продаю билет я всегда говорю пожалуйста, не знаю, сколько за время работы я произнесла это слово, точно больше миллиона. Помню в вагон зашли немцы, говорят на своем языке, кивают головой, я ничего не понимаю. Немка пыталась выяснить, сколько стоит проезд. Я ей на пальцах показываю двацать, а она улыбается. Я ей нарисовала на бумаге цифру двадцать, она сказала: «О, я, я, твантишь, твантишь».
Мелочью оплачивают очень часто. По копейкам, конечно, не носят. Но 10-копеечные монеты одна из самых популярных валют.
Каждый день и не поразу спрашивают, как доехать до нужной улицы, где выйти, где пересесть.
Бывало, что пассажиром становилось плохо. В такой ситуации водитель должен остановить трамвай и высадить пассажиров. Как-то зимой пенсионеру стало плохо прямо в трамвае. Мы остановились, высадили пассажиров, вызвали скорую, открыли двери и форточки, положили мужчину на пол, начали расстирать снегом. Приехали медики и забрали пенсионера. Пассажиры все это время ждали на улице. Как только скорая уехала, пассажиры зашли обратно, и мы поехали по маршруту.
Места уступают редко. Пока не попросишь - не уступят. Возможно, это провоцируют сами родители. Последнее время стала замечать, когда в вагон заходит бабушка с внуком-школьником, она сажает его, а сама стоит. Дети к этому привыкают, и начинают думать, что это нормально.
Напряжение после рабочего дня снимаю дома с внучками. У меня две любимых девочки: одной 11 лет, другой 4 годика. Я полностью в них растворяюсь и тут же забываю о работе.
Кондуктор должен хорошо считать, быть терпимым и внимательным.
Работа у нас веселая. В обед мы собираемся за чашечкой чая и рассказываем друг другу, что интересного произошло за день. Так удивительно, но ситуации, которые тебе казались негативными, за обсуждением в кругу единомышленников становятся смешными и позитивными.