В рамках проекта «История ветерана» Анастасия Лифанова рассказала о своей бабушке.
Когда война с ноги открыла дверь в Россию, моей бабушке, Клешниной Нине Васильевне, было всего 11 лет.
«Я отчетливо помню тот день, 22 июня, - взор бабушки заволакивает пелена воспоминаний,- на улице стоял солнечный полдень. Мы сидели за обеденным столом, когда по радио прозвучали страшные слова о начале войны. У родителей выпали из рук ложки, они вскочили из-за стола, лица их были мертвецки бледны. Я еще не понимала всей серьезности, - горько усмехается Нина Васильевна, - я тогда родителям заявила, что война далеко, когда, мол, до нас дойдет?»
Действительно, Пермь не принимала участия в открытых военных действиях, но город был «вторым фронтом», надежным тылом. Перед Пермью стояла важная стратегическая задача: производить для нашей армии оружие. Думаю, каждому уважающему себя пермяку известен наш Мотовилихинский завод и его пушечная продукция. Отец маленькой Нины так же трудился на благо отечественного фронта, он состоял в должности контролера. Именно его последнее слово было решающим в заключении о качестве пушечного снаряда.
Тем временем в городе - голод. Единственная нормальная еда – это суп на крапиве. Но и этот суп не всегда можно было приготовить, приходилось сутками голодать. Однажды маленькая Нина, сидя на печке, увидела на полу маленькую горошинку, она подняла ее и стала долго рассасывать, чтобы хоть чуть-чуть утолить потребность в еде. Маленькая горошинка тогда заменила целый обед и ужин.
Далекая война стала близкой. На улицах слышно только жалобное подвывание ветра и надрывный детский плач. Добровольцы уходят на фронт, подростки устраиваются работать на заводы наравне с взрослыми. И старшее, и молодое поколение делает все, дабы облегчить судьбу Родины.
Трудились все. Маленькая Нина также вносила свой небольшой вклад в общее дело города. Школа, в которой училась девочка, была переоборудована в госпиталь. Старшеклассники ухаживали за ранеными, которые поступали ежечасно, младшим школьникам присматривать за больными не доверяли, они отвечали за уборку помещений. Этим занималась и моя бабушка. Большую часть времени она проводила в изнурительном для детского организма труде. При этом было необходимо продолжать учиться, ходить заниматься приходилось по разным школам, времени на детские игры и забавы отсутствовало напрочь, да и настроение было неподходящее. Каждый день в новостных сводках объявлялось огромное количество невинных человеческих жертв.
Присылайте истории своих ветеранов на сайте в разделе «Добавить новость» или в группу «ВКонтакте».
Детство бабушки, опаленное войной, шло рука об руку с карточкой на 300 граммов хлеба, с недетскими заботами, с лютой смертью. Яркий солнечный день оказался разбитым на тысячи осколков одним серым камнем фашистской чумы. Склеивать осколки оказалось непросто даже после войны. Поступая в техникум после 8-ого класса, бабушка увидела забитые учениками скамьи. Но в конце года осталось лишь 9 человек. Не все смогли работать и учиться, а налаживать жизнь было необходимо. Ведь всем хотелось счастья, мирного неба над головой, которое вновь открылось взору в мае сорок пятого.
Город стал оттаивать и наполняться яркими красками. На устах каждого человека зазвучало долгожданное слово: «Победа!» Церковные колокола пробили праздничный набат. Пустынные улицы заполнились людьми. Все муки, надежды, разочарования, копившиеся четыре года, вырвались наружу. Незнакомые друг другу люди стали до боли близкими. Толпа ликовала и плакала одновременно.
В этом радостном и оживленном водовороте событий была и моя бабушка со своей семьей. Было ощущение новой жизни, оптимизма, счастья. Кончился весь кошмар четырехлетней жестокости, голода, разрухи. Теперь можно было вздохнуть свободно. День Победы для бабушки и ее семьи стал одним из главных дней жизни.