В нынешнем месяце наблюдается значительный рост цен на фрукты, овощи и ягоды, что эксперты связывают с накалом информационной ситуации и спекуляциями продавцов. Руководитель Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Анатолий Тихонов объяснил, что причина — чаще всего не реальные проблемы с урожаем, а искусственно сформированный ажиотаж вокруг продукции, пишет источник.
По его словам, заморозки и снегопады в некоторых регионах оказали влияние на урожай косточковых культур, таких как абрикосы и черешня. Но существенный дефицит на внутреннем рынке отсутствует, поскольку Россия полностью не обеспечивает свое потребление данной продукцией — большую часть рыночных объемов обеспечивают импорт из Турции, Египта и Узбекистана. Текущие скачки цен связаны скорее с информационной шумихой и непредсказуемостью логистики в первые недели сезона.
Особое внимание уделяется цене на клубнику, достигающую 1500 рублей за килограмм, и черешню, стоимость которой в некоторых случаях превышает 4000 рублей. Эксперты указывают, что подобные цены — следствие не реальных проблем с поставками, а попыток продавцов определить ценовые рамки спроса. Когда сезонные урожаи из регионов средней полосы начнут поступать, аналогичные цены стабилизируются.
Что касается крупного спроса и стоимости овощей, то на примере картофеля наблюдается необычная ситуация: он подорожал втрое и достигает 100 рублей за килограмм и выше. В то время как цена на сахар остается ниже — около 70 рублей за килограмм — при схожих технологических затратах производства. Это подтверждает, что в формировании цен на продукты не всегда отражаются реальные издержки или дефицит, а зачастую — маркетинговые ходы и логистические расходы.