В Перми 14 сентября вспоминают жертв авиакатастрофы, которая произоша ровно 10 лет назад.
Трагедия случилась 14 сентября 2008 года. Тогда на борту самолета «Боинг 737» находились 82 пассажира и 6 членов экипажа. Когда лайнер упал, выжить не смог никто. Это событие потрясло не только Пермь, но и всю страну. Это была первая авиакатастрофа «Боинга» на территории России.
Воспоминания очевидцев
В ночь с 13 на 14 сентября, когда произошла чудовищная трагедия, многие пермяки, проживающие неподалеку от места крушения, не сразу поняли, что именно произошло.
«Это было ужасно. Я проснулась от того, что весь дом затрясло, кровать дрожала. Я услышала хлопок, побежала к маме в комнату, а она решила, что это газ взорвался или один из заводов. Из окна было видно, что все в огне. Зрелище было жуткое, даже непонятно было, что это самолет", - написала Alla Ragel в соцсетях.
Скриншот с видео канала haron076
«Я тоже сначала подумала, что либо стоянка взорвалась, либо газ в доме, уж очень взрыв был громкий. Потом за окном все покраснело, и совсем ничего не стало видно. Я очень благодарна пилотам за то, что отвели самолет от домов, ведь упал бы он на пару секунд раньше, и нашего дома бы не было...», - вспоминает Елена Павлова.
В некоторых домах, которые стояли поблизости, взрывной волной выбило стекла из окон. Самолет упал между Свердловским и Индустриальным районами. Как раз в том месте проходят железнодорожные пути. При крушении самолета были повреждены 100 метров верхнего строения пути и около 500 метров контактной сети на перегоне Бахаревка — Пермь 2. Из-за того, что останки погибших находились в достаточно большом радиусе от места крушения, не было возможности восстановить движение по железной дороге. Это удалось сделать только к восьми вечера.
Те, кто работал на месте ЧП, тоже вспоминают то ужасное утро.
«Мы только приехали на базу с очередного вызова, как у моего коллеги зазвонил сотовый. Звонил его друг, который сообщил, что в районе Крохалей разбился пассажирский самолет. Через несколько секунд мы уже сидели в машине и ехали на место, - вспоминает Виталий Юрьев, сотрудник пермской городской службы спасения ту ночь. - В дороге мы, естественно, обсуждали новость. Но тогда мы еще не до конца верили, что такое может произойти. Буквально через две минуты после нашего выезда на рацию поступил сигнал о том, что с экрана радаров пропал самолет. Тогда мы поняли, что ошибки быть не может. Приехав на место, мы первым делом начали искать выживших, но, увидев, что от самолета почти ничего не осталось, поняли, что шансы пассажиров уцелеть в этой катастрофе практически равны нулю. Шесть часов мы помогали всем приехавшим службам, потом нас сменили коллеги».
Скриншот с видео канала haron076
Версии
По официальной версии крушение самолета произошло из-за того, что экипаж потерял пространственные ориентиры. Во время расследования было установлено, что самолет был в исправном состоянии. Сертификат летной годности выдан 23 мая 2008 года и должен был закончиться 22 мая 2009 года. Представители авиакомпании «Аэрофлот-Норд» заявляли, что экипаж, управлявший воздушным судном, был опытный, однако позже выяснилось, что второй пилот был недостаточно опытен (налет на «Боинге» у него был 219 часов, когда необходимо 300). Также оба пилота имели недостаточное знание английского языка, а вся техническая документация и маркировки у «Боинга» именно на нем.
Расследованием занимался Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который выяснил, что в течение полета первый пилот неоднократно путал свой позывной, также, когда диспетчер, разговаривавший с пилотами сообщил им о том, что необходимо снижаться, пилоты наоборот стали набирать высоту.
Оба пилота вышли из отпуска 11 сентября 2008 года и, не успев набрать летную форму, были назначены на выполнение ночного рейса SU821. За трое суток, предшествующих полету, командир выполнил 6 рейсов (3 из них ночью) и был лишен полноценного отдыха. Также в 2009 году в мышечных тканях пилота было обнаружено содержание алкоголя. Однако обнаруженная концентрация алкоголя в мышечной ткани пилота может быть вызвана посмертными процессами в тканях, поэтому официального вывода о нетрезвом состоянии КВС не сделано.
Сразу после катастрофы было возбуждено уголовное дело, которое позже было закрыто с формулировкой «В связи со смертью подозреваемого». Однако 26 апреля 2010 года это решение было отменено, и дело было направлено на дополнительное расследование с целью проверки действий должностных лиц, причастных к катастрофе. В июле 2012 года уголовное дело было вновь прекращено в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Скриншот с видео канала haron076
Некоторые пермяки утверждали, что видели, как «Боинг» взорвался в воздухе. Во время расследования версия терракта также рассматривалась, но не нашла подтверждения, так как экспертиза показала, что самолет долетел до земли и разрушился при столкновении с поверхностью.
Существует еще одна версия крушения самолета, согласно которой «Боинг» сбили в воздухе, так как он летел в сторону нескольких крупных предприятий, находящихся в Перми. Горожане, которые убеждены в том, что самолет был сбит, сообщают, что если бы «Боинг» долетел до крупных предприятий, взрыв был бы такой силы, что воронка от него доходила бы от улицы Промышленной до Центрального рынка. Чтобы избежать гибели сотен тысяч пермяков и потери стратегически важных заводов, было принято решение о ликвидации воздушного судна. На данный момент нет подтверждений той версии.
Память
После катастрофы на месте крушения был возведен мемориал, где была размещена часовня, аллея из деревьев и стелы, имена всех 88 погибших выгравированы на гранитной плите, расположенной посреди стел.
Фото из архива Pro Город
Спустя несколько лет после трагедии мемориал был разграблен вандалами, его ремонтировали, а к 10-летию страшной даты, потрясшей всю страну на аллее памяти были возведены стелы из черного гранита, на которых выгравированы имена и лица всех погибших. Ежегодно родственники и знакомые приходят к мемориалу, приносят цветы, воздушные шары, игрушки, которые оставляют у мемориала в память о своих близких.
Фото из архива Pro Город
Деталь! В январе 2011 года Пермским районным судом было утверждено мировое соглашение по иску родственников одной из погибших. Совокупная сумма выплат составила 6,5 млн рублей. Авиакомпания выплатила родственникам погибших по 2 миллиона рублей.