К августу 2025 года более 17,7 миллиона детей в России посещают дополнительные занятия по творческим, научным и техническим направлениям. Профессор Пермского Политеха Валерий Литвинов рассказал, как выбрать подходящие секции для ребенка, как избежать перегрузки и стоит ли заставлять детей посещать дополнительные занятия.
Как выбрать секцию для ребенка?
При выборе секции родители часто ориентируются на темперамент ребенка. Спокойным детям предлагают шахматы, а более активным — спортивные секции. Однако Литвинов предупреждает, что ориентироваться только на темперамент не стоит, так как дети меняются. Застенчивый ребенок может стать общительным подростком, а активный — сосредоточенным и внимательным.
По словам Литвинова, основным критерием выбора должна быть заинтересованность ребенка. Родителям стоит предложить несколько вариантов и помочь найти занятие, которое ему действительно будет интересно. Иногда полезно сходить на спортивное событие или выставку, чтобы ребенок сам выбрал, что ему нравится.
Должны ли родители заставлять детей посещать секции?
Некоторые родители боятся перегрузить ребенка и не заставляют его ходить на дополнительные занятия, если ему это не нравится. Однако Литвинов предупреждает, что это может привести к недостаточной дисциплине. Детям трудно сразу оценить, насколько полезны могут быть занятия в будущем, поэтому важно поддерживать их в преодолении трудностей и не позволять бросать занятия после первых неудач.
«Дисциплина важна, но она не должна быть жесткой. Иногда ребенку стоит позволить столкнуться с трудностями и научиться их преодолевать», — отметил Литвинов.
Какое количество секций не перегрузит ребенка?
Для маленьких детей важно, чтобы было достаточно времени для отдыха и игры. У дошкольников должно быть 3-5 часов свободного времени, а у младших школьников — 2-3 часа. Литвинов подчеркивает, что важно контролировать нагрузку и интенсивность занятий. Если ребенок посещает несколько секций, это может привести к переутомлению и стрессу.
«Ребенок не должен перегружаться. Важно оставить время для отдыха», — советует эксперт.
Как правильно сравнивать ребенка с другими?
Сравнение может быть полезным, если оно стимулирует ребенка к развитию. Например, фраза «Посмотри, как хорошо твой друг знает английский, может, тебе стоит тоже научиться?» может быть мотивирующей, в отличие от фразы «Почему ты не учишься так, как твой одноклассник?» которая может снизить самооценку.
Литвинов подчеркивает, что важно поддерживать ребенка и объяснять, что каждый человек развивается в своем темпе. Стремление стать лучше и развиваться важнее, чем гонка за результатами.
Дополнительные занятия должны дополнять школьное образование, а не заменять его. Здоровый баланс между учебой и секциями поможет ребенку развиваться гармонично и сохранять интерес к занятиям.
Источник: Naked-Science.