У каждого человека, ищущего романтического партнера, своя мотивация: для одних важна поддержка близкого человека, для других — желание создать семью, а кто-то стремится соответствовать социальным ожиданиям. Ученые из Канады и США провели исследование, чтобы выяснить, в каких случаях вероятность найти «вторую половинку» будет выше.
Исследователи из канадских университетов и Калифорнийского университета в Сан-Франциско изучили, как причины стремления найти возлюбленного связаны с вероятностью вступления в отношения. Результаты работы были опубликованы в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
В рамках исследования была разработана «Шкала автономной мотивации для поиска романтических отношений», включающая 24 вопроса, которые делятся на шесть типов мотивации: Внутренняя мотивация — стремление к отношениям, потому что они приносят удовольствие и эмоциональное насыщение. Люди с такой мотивацией ценят сам процесс, а не конечный результат. Идентифицированная мотивация — стремление к отношениям, поскольку они соответствуют личным ценностям или жизненным целям, например, желание создать семью. Позитивная интроецированная мотивация — желание начать и поддерживать отношения, чтобы повысить самооценку или гордиться собой. Негативная интроецированная мотивация — стремление избегать чувств стыда, вины или ощущения несостоятельности, связанных с одиночеством. Экстернальная мотивация — стремление оправдать чужие ожидания или избежать давления со стороны общества. Амотивация — отсутствие четкого стремления или причин для построения и поддержания романтических отношений.
Исследователи проверили, как эти шесть типов мотивации соотносятся с психологическими особенностями и предпочтениями в отношениях у более чем 1200 взрослых, на момент исследования не состоящих в отношениях. Оказалось, что респонденты с внутренней и идентифицированной мотивацией чаще демонстрировали надежный тип привязанности, стремились к доверительным и здоровым отношениям, ориентированным на долгосрочную перспективу.
В свою очередь, люди с интроецированной и экстернальной мотивацией чаще испытывали страх одиночества и имели тревожный тип привязанности, основанный на страхе быть брошенным и неуверенности в любви партнера. Амотивация была связана с избегающей привязанностью, что проявлялось в меньшем интересе к серьезным отношениям.
Авторы исследования также проверили гипотезу, что мотивация может предсказать вероятность того, вступят ли респонденты в отношения. Для этого 3000 одиноких взрослых в возрасте от 18 до 39 лет заполнили «Шкалу автономной мотивации» и сообщили о своих желаниях и удовлетворенности жизнью. Через полгода они поделились, как изменилось их личное положение.
Результаты показали, что люди с внутренней и идентифицированной мотивацией чаще находили партнера, тогда как те, кто стремился к отношениям из-за страха одиночества или давления общества, вступали в их с меньшей вероятностью.
Исследователи пришли к выводу, что те, кто стремится начать отношения, чтобы не чувствовать себя плохо, с меньшей вероятностью их находят. Это согласуется с другими исследованиями, предполагающими, что чрезмерная настойчивость и попытки угодить внешним ожиданиям могут мешать созданию настоящих и значимых отношений, сообщает Naked Science.