Недавнее исследование, опубликованное в *Oxford Journal of Archaeology*, раскрывает малоизвестный аспект античного искусства — ароматизацию скульптур. Археолог Сесили Бронс выяснила, что греко-римские статуи не только окрашивали и украшали, но и пропитывали ароматическими веществами.
Ранее было доказано, что античные скульптуры не оставались белыми, а раскрашивались и дополнялись тканями и драгоценностями. Новые данные подтверждают, что запах также играл важную роль в восприятии искусства.
Исторические источники, такие как труды Цицерона, описывают ритуальное помазание статуй маслами. В храме на Делосе найдены надписи, указывающие, какие ароматы использовались для изображений богинь Артемиды и Геры: пчелиный воск, оливковое масло, экстракты роз, цитрусовые и мускус. Поэт Каллимах отмечал, что статуя царицы Береники II была «влажной от благоухания», что свидетельствует о распространённой практике ароматизации не только культовых, но и портретных скульптур.
Учёные провели анализ бюста Береники II и обнаружили следы пчелиного воска и других ароматических веществ, подтверждая гипотезу о покрытии скульптур маслами. Один из таких методов обработки назывался ганосис — нанесение воска и масел для блеска и аромата, что упоминали Витрувий и Плиний Старший.
Дополнительные доказательства были найдены на Делосе, где обнаружены мастерские, предположительно создававшие благовония для религиозных обрядов. Современные технологии помогли подтвердить то, что ранее считалось лишь теорией, и дали новое представление о том, как древние люди воспринимали скульптуры. Запах усиливал религиозные и культурные переживания, делая искусство ещё более выразительным и живым.