Отсроченная оплата товаров часто создаёт для поставщика риски кассовых разрывов. Ошибка в финансовых расчётах может легко превратиться в задержки зарплат сотрудникам и долги арендодателям. Пока клиент не расплатится, поставщик ограничен в новых закупках и возможностях для роста бизнеса. Чтобы снизить издержки, некоторые предприятия пользуются кредитными продуктами, другие — обращаются к финансовым посредникам: факторинговым агентствам или банкам. Рассмотрим, в каких случаях факторинг выгоднее кредита.
Что такое факторинговые услуги
Факторинг опирается на передачу права требования платы за товары. Поставщик отдаёт его посреднику, который называется фактором. Посредник выплачивает продавцу деньги за товары или услуги вместо покупателя. Когда для клиента наступает время оплаты, её получает посредник. При этом продавец платит фактору комиссию за услуги.
Это похоже на кредит, за который поставщик расплачивается будущей прибылью. Несмотря на определённые сходства, есть и важные отличия.
Чем факторинг отличается от кредита
Есть два базовых условия для получения факторинговых услуг:
работа бизнеса по схеме B2B,
наличие отсрочки платежа в договоре с покупателем.
Фактор не работает с физическими лицами: продавец и покупатель должны быть юрлицами или индивидуальными предпринимателями. Кроме того, посреднические услуги не предоставляются по не предусмотренным договором задолженностям. Если покупатель обязался оплатить товары в момент получения, но не смог, поставщик не может привлечь фактора. При обращении за факторинговыми услугами продавец должен иметь уже заключённый с покупателем договор об отсроченном платеже.
Кредитные программы могут быть рассчитаны на несколько лет. Факторы обычно ограничивают сроки между предоставлением денег поставщику и взысканием с клиента шестью месяцами. При более длинных отсрочках, скорее всего, придётся найти другой вариант.
Обычно фактор не переводит поставщику всю сумму сразу. Чаще всего доля первого платежа варьируется от 70% до 95%. Остаток продавец получает после получения оплаты от покупателя. Из конечной суммы также вычитается комиссия посредника.
В самой распространённой схеме фактор получает деньги от покупателя. В более редком варианте закрытого факторинга последовательность меняется:
посредник оплачивает поставщику товары,
по окончании отсрочки поставщик получает деньги от покупателя,
поставщик оплачивает услуги фактора.
Этот вид сближает факторинговые услуги с кредитом. Посредник даёт и взыскивает деньги с одного лица. После получения оплаты от клиента поставщик возвращает сумму с процентами фактору.
Преимущества факторинга перед кредитом
Факторинговые услуги были созданы под узкий круг ситуаций. Поэтому они обладают рядом преимуществ в этих условиях:
Не требуется залог. Банки могут просить обеспечение для предоставления кредита. При посредничестве отсутствуют залог и поручительство.
Не нужно привлекать дополнительные средства. Кредитные продукты предполагают выплату ежемесячных платежей, в которые включены банковские проценты. А комиссии факторов вычитаются из суммы проданных товаров. Никаких дополнительных средств не требуется.
Деньги можно использовать на любые цели. Бизнес нередко кредитуют под конкретные цели, а фактор выдаёт деньги без дополнительных условий. Бизнес может потратить их на что угодно.
Риски для продавца снижены. Кредитование несёт в себе риски — возможно, в будущем бизнес не сможет выплатить долг целиком. Некоторые факторинговые схемы позволяют переложить большую часть рисков на посредника.
Можно сказать, что кредитование и факторинг — взаимодополняющие услуги. Кредитные продукты подходят для долгосрочных проектов, которые служат для развития бизнеса. А финансовое посредничество помогает обеспечивать стабильность текущих сделок.