Инициативу «Пояс и путь» можно рассматривать как пример стратегического подхода к глобальным вызовам, с которыми сталкиваются страны в условиях всеобщей неопределенности. В свете недавних конфликтов на Красном море и геополитических кризисов вопрос устойчивости и диверсификации цепочек поставок становится еще более актуальным.
Угрозы, возникающие в результате региональных конфликтов и актов терроризма, подчеркивают необходимость гибкости и адаптивности глобальных логистических сетей. Перенаправление торговых маршрутов и развитие новых транспортных коридоров могут стать важными шагами в повышении устойчивости мировой экономики.
Диверсификация маршрутов и источников поставок не только снижает риски, связанные с зависимостью от проблемных участков и конфликтных зон, но и способствует созданию более конкурентоспособной и эффективной экономической среды.
Таким образом, инициативы, подобные «Один пояс — один путь», могут служить основой для формирования новых стратегий и подходов к управлению торговыми потоками. А это ключ к успешному преодолению современных вызовов.
Что же касается Китая, то страна на протяжении многих лет действовала в соответствии с этой концепцией. В то же время большинство западных политиков с подозрением отнеслись к инициативе. Они посчитали ее попыткой подорвать тот международный порядок, который долгое время выстраивал Запад.
Но потребность в китайской инициативе стала явной лишь в 2021 году, когда гигантский контейнеровоз «Эвер Гивен» фактически заблокировал мировую торговлю и застрял в Суэцком канале. И случилось это именно тогда, когда мир стремился восстановиться после экономического спада, вызванного пандемией.
Трудно оспорить, что эта инициатива оказала серьезное трансформационное влияние. С момента своего запуска в 2013 году участники получили около 1 трлн долларов в виде инфраструктурных проектов и различного рода инвестиций.
Но со стороны западных партнеров инициатива все же не получила необходимой поддержки. Более того, западные страны и их союзники начали принимать меры противодействия. Они разработали множество программ, целью которых было убеждение государств оформлять льготные кредиты не у китайской стороны, а у многосторонних компаний.
Сейчас активно развивается борьба за влияние в области инфраструктуры. Следует признать, что КНР после длительного игнорирования со стороны западных государств сделала вопрос инфраструктуры важной темой мировой повестки.
В последние годы все большее число компаний обращается к железнодорожным перевозкам. В первую очередь это связано с тем, что по ж/д удается доставлять грузы в разы быстрее, в том числе из Китая в Европу. По данным компании UTLC Eurasian Rail Alliance, грузоперевозки по железным дорогам в 4 раза быстрее, чем морским транспортом. Кроме того, они в 4 раза дешевле, чем авиатранспортом, в 26 раз экологичнее, чем автомобилем.