Сергей Федотов поставил спектакль «Головлевы» по трагическому и беспощадному роману Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Но перед нами разворачивается не мрачная, лишенная надежды, история, а трагикомедия с закрученным сюжетом.
Комическо-сатирический эффект создается за счет игры актера, исполняющего роль Порфирия-Иудушки. Ее отличает легкость и остроумность. Каждое появление Порфирия на сцене оживляет мрачные, детализированные декорации усадьбы 19 века и вносит элемент шутки. Если в романе Салтыкова-Щедрина Иудушка вызывает только отвращение и страх, то на сцене он смешит и даже радует. Кажется, будто актер и сам иногда смеется над своим героем. Лицемерие, пустословие, ложь, и в первую очередь самому себе - все это мы тоже видим, но не боимся. Через смех мы очищаемся от этого сами. Сила сатиры в обесценивании предмета насмешки. И это очень важно, ведь искусство должно делать людей лучше.
Страшно становится тогда, когда приходит понимание: Иудушка - метафоричное изображение эпохи. Не только той, в которой жил писатель, создавший образ, но и нашей. Карикатурное изображение капитализма, которому нечего противопоставить, потому что он высасывает все соки, а взамен дает меньше, чем взял. Вот тебе и ненужная капустка, вот тебе и бессмысленная белорыбица, вот тебе и бесполезные грибочки. Противопоставление образа Порфирия - полустоический герой Павел (Сергей Мельников). Ни во что не вмешивающийся, строгий, будто мраморное изваяние. Его можно было бы назвать стоиком, если бы он хотя бы пытался противостоять мерзости. Но молчаливое принятие зла- не есть добро.
Степан Головлев- единственный, кто по-настоящему страдает от своей неспособности вписаться в семью, соответствовать ей и ее неписанным правилам. Если Павел сумел абстрагироваться, занять безучастную позицию, то Степан нет. Он бессознательно избрал путь насмешки над всеми. Насмешки, как способа существования.
Братья - сыновья Арины Петровны (Марина Шилова) – доведенные до предела ипостаси ее личности. Один безразлично относиться к ко всему, что не касается его интересов. Другой воплотил в себе ничем не мотивированную чрезмерную тягу к стяжательству. Третий олицетворяет пророческое чувствование людей. Почти все члены семейства Головлевых мертвы с самого начала. Это люди без души. Деятельность Арины Петровны ради обогащения семьи не имеет, и не имела никакого смысла. Ведь в своих заботах об этом, она забыла главное: любовь. А вспомнила о ней слишком поздно.
Отец семейства (Андрей Шебуняев) - человек будто бы из другого мира. Он пишет стихи, дурачится, играет. Но Арина Петровна не восприимчива к этому. С первой сцены спектакля чувствуется, что им с Ариной Петровной и не нужно было бы никогда быть вместе, настолько они разные, настолько они токсичны друг для друга. Их ничего не связывает. От этого делается больно. Несчастливые люди не могли сделать счастливыми своих детей. Несчастье семьи Головлевых состоит в их неспособности любить. И может, их трагическая судьба на самом деле благо.
Автор: Емельян Кропоткин
Теперь не нужно думать, как и где провести выходные. Все мероприятия города вы найдете на портале в разделе "Афиша"!