Сотрудник отдела по международным связям администрации Дуйсбурга о Rock-Line: «Такое впечатление, что все друг друга знают очень давно»

28.08.2016, 09:09 , Екатерина Кравцова

Многие международные проекты в рамках побратимских связей между городами Пермь (Россия) и Дуйсбург (Германия), касающиеся любой сферы – культуры, образования, спорта, коммунального хозяйства, программ реабилитации людей с ограниченными возможностями реализуются при ее активном участии. Она – Хайке Маус (Heike Maus), сотрудник отдела по международным связям администрации г. Дуйсбурга, куратор и модератор международных проектов между городами – партнерами Дуйсбурга из разных стран Европы и России - сегодняшняя гостья рубрики «Rock-Line. Исповедь одна на всех». Она рассказала о проектах, получившихся результатах и перспективах сотрудничества и взаимодействия.

Считаю ли я рок-музыку явлением социальным и отвечающим на вопросы времени…, наверное, да. Думаю, рок-музыка и появилась как вызов времени, устоям, как желание перемен… и социальных в том числе. Она родилась на стыке, на «перекрестке» вопросов не только «отцов и детей». Но и на столкновении культур, эстетики  и  взглядов «до» и «после» Второй Мировой войны. Поэтому, как любая культура – рок-музыка таким образом «ответила»  на социальный запрос – ярким выражением протеста и отрицанием войны и насилия с одной стороны, и призывом «любить мир во всем мире» с другой.

Я думаю, что заблуждение считать рок-музыку «уделом» или «прерогативой» исключительно молодых людей и породило (во всяком случае, я с этим столкнулась исключительно в России) стойкое убеждение, что рок-музыка – это «проявление молодежной субкультуры».
Да, когда возникла рок-культура, на такой протест было способно и готово молодое послевоенное поколение.

Но затем все начало меняться – и мир, и люди, и отношения, и ритмы, и мелодии, и темы... Рок-музыка – отражала эти изменения, меняясь сама. Да и не только рок-музыка – я бы сказала рок-культура. На мой взгляд, вместе с рок-музыкой стали появляться и другие, «немузыкальные» разновидности рок-культуры. Я говорю о моде, о языке (слэнг, специальные словечки, понятные на любом языке), о фотографии, о картинах, о дизайне и т.д. Направления и стили, которые со временем начали появляться в рок-музыке – гранж, панк, industrial, альтернатива и т.д. можно увидеть и в сюжетах фотографий, картин, в дизайне и моде.

Наконец, рок - это стиль жизни, это код, понятный «посвященным», в какой бы стране они не жили. Наш известный в Германии музыкант, гитарист, автор множества пособий игры на гитаре, инициатор и один из организаторов фестиваля EuroRock Петер Бурш (Peter Bursch) не случайно предложил такую идею почти четверть века тому назад.  А именно: собрать молодые неизвестные коллективы из разных стран, создать условия и «погрузить» их в творческий процесс совместного созидания музыки и простого человеческого общения.

Надо сказать, что эта идея выдержала не только «проверку временем», но и дает прекрасные результаты. По мере выстраивания партнерских связей между городами-побратимами Дуйсбурга, увеличивается и количество участников этого проекта. После приезда к нам в 2008 году Елены Зориной-Новоселовой и Сергея Иванова в качестве наблюдателей, с 2009 года в EuroRock начали участвовать и молодые команды из Перми. С 2012 года к проекту присоединился голландский город Неймеген.

Очень приятно, что и для молодых музыкантов Дуйсбурга появилась уникальная возможность участвовать в фестивале Rock-Line. А благодаря партнерским отношениям этого фестиваля с другими российскими фестивалями – «Беломор-Буги» в Архангельске, «K!nRock» в Калининграде наши музыканты выступали и там. Т.е. получается такое интересное фестивальное турне (смеется).

Однажды, в 2013 году, увидев выступление на фестивале Rock-Line московской гитаристки Елены Сигаловой, Петер Бурш пригласил ее участвовать проекте EuroRock в качестве наставника по классу гитары. Сейчас, насколько я знаю, Елена делает свой музыкальный проект вместе с немецкими музыкантами. Вот эти результаты взаимодействия.  И это очень здорово!

Вообще, к более активному участию в проекте EuroRock я пришла относительно недавно (смеется), хотя я хорошо вспоминаю и первые шаги нового формата музыкальных мастерклассов на европейском уровне четверть века тому назад – если ему, EuroRock,  в следующем году исполняется 25 лет, то мое участие исчисляется одним десятилетием (смеется)  - ровно столько, сколько в следующем году исполняется побратимским связям Перми и Дуйсбурга.

Петер Бурш обратился ко мне с просьбой узнать, ЧТО есть и КТО есть в Перми по теме рок-музыки. Я задала этот вопрос приехавшей  тогда с ознакомительным визитом замглавы администрации города Перми - Надежде Кочуровой и она рассказала о фестивале Rock-Line, о том, что это один из старейших российских рок-фестивалей, что когда-то его придумал и проводил Олег Новоселов, в прошлом сам музыкант, а сейчас фестивалем руководит Елена Зорина-Новоселова. Тогда мы и организовали ее приезд на EuroRock, чтобы она сама все увидела. Получилось очень удачно. Это был один из первых культурных проектов в программе городов-побратимов. Наши фестивали EuroRock и Rock-Line плодотворно и эффективно сотрудничают до сих пор.

Я знаю, что в образовательных проектах Rock-Line.lab участвовали Ян Рольфинг (Jan Rohlfing) и Микки Мойзер (Micki Meuser) – наставники мастер классов на EuroRock.
По-моему, это прекрасно, когда люди находят общие темы, разрабатывают новые творческие совместные проекты, создают общие перспективы!
Вообще, я бы сказала, что с русским роком я познакомилась в 80-х годах, когда я начинала сопровождать туристические делегации из Германии в Россию. У меня даже есть небольшая коллекция виниловых пластинок известных российских рок-групп – «Машина Времени», «Круиз», «Мастер», «Алиса», «Пикник».

Я думаю, что основным отличием от британской и американской рок-музыки, в русском роке основная художественная нагрузка – это тексты, образы и смыслы – более глубокие и философские.

Когда я, в 2012 году, встретившись с Александром Ф. Скляром на фестивале Rock-Line, сказала ему о том, что у меня есть его виниловая пластинка – он очень удивился и обрадовался (смеется). Он сказал, что этой пластинки и у него нет, и у его друзей тоже – а у человека из Германии она есть в коллекции! Видимо, он за меня обрадовался (смеется).

Вообще обстановка на фестивале была очень дружелюбная  и сердечная. Такое впечатление, что все друг друга знают очень давно (смеется)

Конечно, я надеюсь, что наши фестивали EuroRock и Rock-Line будут продолжаться и хотелось бы, чтобы музыканты из наших стран продолжали встречаться, общаться и творить. Мне самой очень хочется побывать на Rock-Line в следующем 2017 году. Посмотрим, как сложатся обстоятельства.

Читайте и смотрите все исповеди участников и организаторов Rock-Line.