В свой юбилейный сезон Театр-Театр радует своих зрителей новыми и оригинальными премьерами. Поклонники масштабных грандиозных постановок устремляются в зал, где на Большой сцене в конце января развернутся нешуточные страсти вокруг римского императора Калигулы. А ценителей экспериментов на камерной «Сцене-Молот» в начале февраля ожидает необычная премьера. Спектакль гостьи из Франции Жюльет Дешан «Сара Бернар. Фан-клуб» должен стать большим подарком, как знатокам истории театра, так и ценителям поисков на территории современного искусства. Постановка режиссера Жюльет Дешан — копродукция театральной компании La Nuit et le Moment (Париж) и Пермского академического Театра-Театра. При поддержке Альянс Франсез-Пермь и Французского Института России. «Сара Берна» на «Сцене-Молот» — продукт Лаборатории молодой режиссуры в 2016 году, в рамках которой Жюльет Дешан вместе с артистами Театра-Театра представили эскиз будущей постановки. Режиссер-постановщик спектакля любезно согласилась на интервью с нами и приоткрыла некоторые секреты своего замысла.
-Жюльет, судя по опыту, который у Вас уже был с артистами Театра-Театра, Вы вдохновлены на серьезную работу? Как вам работалось с русскими актерами?
Я впервые работала с русскими актерами и была поражена их профессионализмом, любознательностью, умелым «вхождением в текст», тем, как быстро они начали с ним играть и импровизировать. Возможно, было бы проще и уместнее ставить «Сару Бернар» с французскими актерами, на родном языке великой актрисы. Но люди, которых я здесь встретила, красота и музыкальность русского языка так очаровали меня, что я уже не могла представить, что этот спектакль мог бы родиться в другом театре. Взаимопонимание, которое сложилось с Борисом Мильграмом, Владимиром Гурфинкелем и переводчицей Мариной Вершининой, только укрепили меня в принятии решения.
Жюльет Дешан на обсуждении эскиза. Фото Юлии Трегуб
Я очень рада, что моей первой работой в России станет спектакль о замечательной актрисе, современной и свободной женщине. И еще хочу сказать, что работа с постоянной труппой – настоящее счастье для режиссера, практически невозможное во Франции, где таких трупп, за исключением «Комеди Франсез», почти не существует. Это ощущение «семьи» очень важно для спектакля: для атмосферы фан-клуба необходимо чувство близости, взаимопонимания, братства, состоящего из сильных, очень разных, порой противоположных личностей – точно, как в театральной труппе! В каком-то смысле, «фан-клуб» - безусловно метафора труппы и семьи. Это спектакль о «человечьей стае», с присущими ей проявлениями красоты и низости.
-Чем так лично Вас привлекает этот персонаж – актриса Сара Бернар?
Сара Бернар– первая суперзвезда и самая великая актриса французского театра. Её «золотой голос» вошел в историю, её называли «божественной». Поистине необычная судьба этой женщины, начиная с первого прослушивания в Парижской консерватории и заканчивая помпезной похоронной церемонией, приобрела символическое значение. первого до последнего вздоха вокруг неё роились невероятные слухи и разгорались безумные страсти. И не только во Франции: ведь она объехала с триумфальными турне полсвета, добравшись до поселений американских индейцев и испробовав все мыслимые и немыслимые виды транспорта, вплоть до спины кита!
Актриса Сара Бернар
Для неё писали самые великие авторы того времени: Виктор Гюго, Александр Дюма-сын, Эдмон Ростан и Оскар Уайльд. Она не переставала удивлять своими экстравагантными выходками – разучивала роли и спала в установленном в её спальне гробу, вживила себе хвост любимого ручного леопарда, до конца своей звёздной карьеры продолжала выходить на сцену на деревянном протезе и оставалась самой знаменитой и обольстительной куртизанкой Парижа...
Живая легенда, миф, созданный ею самой - её вызывающими поступками, неистовым трудом и великим талантом, её легендарной дерзостью и её собственными мемуарами, в которых неразрывно переплелись правда и вымысел…
Сара Бернар меня интересует не только как личность, но и как феномен, который продолжает жить в наши дни: самый знаменитый театр Франции «Комеди Франсез» посвящает ей экспозиции, а национальное французское радио – специальные программы! Легенда о Саре по-прежнему волнует людей и стала неотъемлемой частью истории французского театра.
Показ эскиза спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб». Фото Юлии Трегуб
- Кроме того, что она была первой в своей профессии. Она была и неординарной личностью…
Да! Сара Бернар во многом воплощает, если не идеал женщины, то идеал свободы. Одной из первых она стала защищать своё право жить так, как ей хотелось. Не обращая внимания на колкости критиков и карикатуры, беспощадно высмеивающие её сексуальную жизнь, она продолжала пленять весь Париж. Живя в эпоху яростного антисемитизма, она никогда не скрывала свое еврейское происхождение, а моде на округлые формы демонстративно противопоставляла свою чахоточную худобу. Она публично выступала за отмену смертной казни и открыто поддержала Золя в Деле Дрейфуса, чем нажила себе немало врагов... Казалось, ничто не могло сломить эту женщину, и она продолжала смеяться во весь голос своим «несокрушимым смехом», как назовет его Франсуаза Саган.
Вряд ли Сару Бернар можно назвать счастливой: как и большинство звезд, она постоянно подвергалась нападкам, а её личная жизнь складывалась неудачно. Но какая сила, какой характер, какой вызов, брошенный всем условностям! Силу её характера отражает любимый девиз Сары: « Любой ценой!».
Показ эскиза спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб». Фото Юлии Трегуб
-Но вернемся к замыслу будущего спектакля. На чем основан текст пьесы?
В основе спектакля два главных источника: мемуары Сары Бернар, вышедшие в 1907 году под названием «Моя двойная жизнь», и книга Мари Коломбье «Воспоминания Сары Барнум», опубликованная в 1883 году. Мари Коломбье была актрисой и соперницей Сары по сцене. Близкая подруга, ставшая её злейшим врагом и предавшая публичной огласке самые грязные слухи о ней.
Меня интересует сам феномен мифологизации, по сей день, вводящий в заблуждение биографов Сары, которым сложно провести грань между реальными и вымышленными фактами из её жизни. Как и многие звезды, Сара унесла с собой в могилу свои тайны и секреты. Так, до сих пор неизвестно, кто был отцом её сына; эта тема в своё время вызвала в Париже множество пересудов, поскольку среди многочисленных любовников Сары были самые знаменитые из её современников!
Кроме этих двух источников, я использовала в тексте газетные выдержки, высказывания критиков и зрителей, свидетельства друзей и современников-анонимов, способные, на мой взгляд, помочь разгадать «миф о Саре Бернар».
Перевод текста на русский язык выполнен Мариной Вершининой, которая вместе со мной работала над проектом с самого начала его замысла, следила за его эволюцией и вносила коррективы, возникавшие в ходе репетиций.
Показ эскиза спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб». Фото Юлии Трегуб
-Как появилось название для спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб»? О чем будет сам спектакль?
Идея «Фан-клуба» взята из реальной жизни: мне приходилось наблюдать поклонников оперного искусства, стремящихся увековечить культ знаменитых «оперных див», или участников конкурсов двойников звезд популярных на Сервере Франции. Меня всегда поражало, что «двойники», как правило, очень мало похожи на своих кумиров! Живя в Италии, я пыталась понять психологию футбольных фанатов, специально регистрировалась на форумах « tiffosi ». Мне кажется, эти люди испытывают потребность в самоидентификации, пытаясь понять смысл собственной жизни. Не находя его в своем обыденном существовании, они подменяют его яркими судьбами современных звезд или идолов прошлого. Это «тихое помешательство» глубоко трогает и интригует. В этих людях есть что-то от набожных отшельников, современных юродивых! Об этом мне и хотелось поговорить со зрителем. Так родилась идея «фан-клуба» Сары Бернар, члены которого собираются каждый год 26 марта, в день её смерти, в музее великой актрисы.
Кстати, музей Сары Бернар действительно существует на острове Бель-Иль-ан-Мер, хотя и отличается от того, что мы придумали вместе со сценографом Клеманс Беза.
Показ эскиза спектакля «Сара Бернар. Фан-клуб». Фото Юлии Трегуб
Как это часто бывает, фанаты ведут двойную жизнь: с одной стороны, обычную, размеренную, зачастую скучную и монотонную, а с другой – жизнь фаната, снедаемого своей главной страстью. Одни выставляют эту страсть напоказ, другие тщательно скрывают. Но и те, и другие готовы отдать ей всё - деньги, благополучие, внешность. Мне доводилось встречать солидных деловых людей, переодевавшихся в Мерлин Монро. Это перевоплощение для них - своего рода катарсис. Подобную функцию в старой западной традиции выполняли Карнавалы, на которых дозволялось все «перевернуть с ног на голову». Но для фанатов это больше, чем просто мимолетная игра. В их поведении есть метафизическое, онтологическое начало. Фанат не может не быть фанатом, это вызывает одновременно чувство гордости и стыда, сопровождается внутренней болью. Приходите на премьеру и сами все увидите и переживете вместе с нами!