В марте — Пермский театр оперы и балета, в мае — Королевская опера Версаля — представят премьеру барочной оперы Жан-Батиста Люлли «Фаэтон». Новая постановка — совместный проект пермского театра и театрального департамента Версальского дворца. Над ним работает команда мастеров барочного театра под руководством режиссера Бенжамена Лазара и дирижера ансамбля Le Poème Harmonique Венсана Дюместра.
Впервые опера «Фаэтон» была представлена зрителю в 1683 году — в день прибытия короля Людовика XIV в Версаль. В основу либретто постоянный соавтор Люлли — Филипп Кино — положил один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия: историю о сыне бога солнца Фаэтоне, который из гордыни и честолюбия едва не погубил землю и был сурово наказан богами.
Бенжамен Лазар, режиссер:
— Когда мы ответили на приглашение Пермской оперы, мы выбрали именно это произведение, потому что, во-первых, оно отражает политические и исторические события эпохи, во-вторых, из-за музыки, которая несет в себе всё волшебство и всю грацию барочного стиля. Мы полагали, что будет некоторая разница между постановкой в Версале и постановкой в Перми, потому что речь идет все-таки о разных странах, однако затем мы остановились на идее, что разница восприятия не зависит от страны, а только от глаз смотрящего. Поэтому, в любом случае, постановка будет восприниматься каждым зрителем по-своему, поэтому мы решили полностью сохранить все постановочные элементы.
Исполнять новую оперу будет сводный оркестр, состоящий из музыкантов французского ансамбля Le Poème Harmonique и пермского оркестра musicAeterna, а также интернациональный состав солистов, в который войдут солисты хора musicAeterna и французские исполнители. Дирижер — знаток барочной музыки Венсан Дюместр, уже традиционно представляющий на Дягилевском фестивале старинную музыку и аутентичное исполнительство. Играть музыканты будут на уникальных старинных инструментах.
Венсан Дюместр, художественный руководитель и дирижер ансамбля Le Poème Harmonique:
— Существует много вариантов того, как можно было бы поставить эту оперу, но, наверное, особенно интересно адаптировать ее к нашему времени. Искусство эволюционирует. C одной стороны, каждая эпоха предлагает свой взгляд на одно и то же произведение. С другой, мы сами можем вернуться в определенную эпоху благодаря связанным с ней источникам, понять первоначальный замысел автора.
Одна из особенностей оперы — старинное произношение и своеобразная жестикуляция. Жест в барочном театре является выражением не только эмоции, но и идеи, он как будто предвосхищает то, что зритель услышит. Поэтому артисты хора и солисты в течение нескольких месяцев занимались с мастерами по барочной пластике и старофранцузскому языку, создавая жестовую партитуру и подробный интонационный рисунок оперы. Познакомиться со спецификой барочной музыки, основами барочной пластики и постановщиками «Фаэтона» смогут и зрители. Как обычно премьерные показы оперы сопровождают занятия «Лаборатории современного зрителя», в рамках которой проходят мастер-классы, творческие встречи с постановщиками и открытые репетиции. Проект «Лаборатория современного зрителя» реализуется при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Концерты российских звезд, спектакли, все новинки кино, праздничные и спортивные мероприятия. С нашей «Афишей» вы ничего не пропустите!