Худрук Театра-Театра Борис Мильграм: «Русский зритель более чувственный, западный зритель более любопытный»

21.04.2017, 17:00 , Борис Мирный

Редакция «Pro Город» продолжает свою рубрику «Аллея славы Прикамья». В ней мы публикуем интервью с горожанами, которые своими достижениями прославили родной регион не только в России, но и по всему миру. 

Мы уже рассказывали о худруке театра «У Моста» Сергее Федотове, семейной паре педагогов по танцам Валерие и Ольги Сириновых, композиторе Геннадие Широглазове и продюссере «Rock-Line» Елене Зориной-Новосёловой.

Сегодня героем «Аллеи славы» стал Борис Мильграм. В прошлом - министр культуры Пермского края, вице-премьер правительства Пермского края, сейчас - художественный руководитель «Театра-Театра». Корреспондент progorod59.ru пообщался с театральным режиссером и узнал про начало творческого пути, отличия между русским и иностранным зрителем и скорость мысли, которая создает театральную революцию.Путь к творчеству

Я думаю, тяга к творчеству начинается в детстве. Кто-то рисует, кто-то танцует, кто-то стихи читает. У меня было огромное желание делать домашний театр, потом это вылилось в самодеятельность. Фактически моя творческая история началась, когда я учился в «Политехе», с любительского театра «Арлекин», который создал Игорь Нисонович Тернавский. Именно там я начал ставить свои первые спектакли. А дальше... дальше аспирантура, защита диссертации, поступление в ГИТИС. Причем сначала я поступил на цирковую режиссуру, а потом перевелся на режиссера драматического театра. 

Актером я себя не видел, на профессиональной сцене мне пришлось играть один раз в жизни, в спектакле - «Воскрешение Лазаря».

О встрече с Майхровским и дрессированных гусях

Мы с актерами совсем недавно вернулись из цирка. Я встречался со своим коллегой и другом Евгением Майхровским  (артист и клоун Май - прим. ред.) Он показывал, на что способен дрессированный гусь: как он может прятать голову, как сделать так, чтобы птица стояла в лучах света, и самое главное, как сделать так, чтобы она смотрела на тебя, как будто ведет с тобой диалог. Мы собираемся использовать это для будущего спектакля. Кстати, у нас есть свой театральный гусь, он уже участвует в спектакле «Поминальная Молитва», но там он играет незначительную роль. Сейчас у нас в планах поставить спектакль, в котором гусь будет играть практически центральную роль.

 О новом зоопарке

У меня большой опыт «смотрения» зоопарков. Это была для меня когда-то очень интересная тема, когда я был министром культуры. Один из самых лучших зоопарков, на мой взгляд, в Германии. Он находится в центре города, среди домов, и ему невероятным образом удалось вписаться в город. В Перми огромный дефицит места, где можно провести время с детьми. Если новый зоопарк даст возможность развития и в нем появятся новые животные, это уже плюс.

Об актерах

Если говорить о разнице с зарубежными актерами, то разница достаточно существенная. Это другая школа, другая «выученность». За рубежом быстрее играют. Русский театр, представленный Станиславским, это театр психологический и медленный. Но он соответствует русской ментальности и чувственному русскому языку. 

Русскому актеру прежде чем что-то сказать, сначала надо почувствовать, а у иностранного актера такой необходимости нет, потому что у него другая природа языка. Для того чтобы сказать у них, необязательно чувствовать: сначала скажи, почувствуешь потом.  Это новое веяние, ему около 20 лет, существует оно и в русской школе, но прививается постепенно, медленно. Динамика жизни сильно изменилась и играть в той манере, в какой играли 20-50 лет назад, в наше время уже невозможно. Вот и мы постепенно меняемся. 

О зрителях

Здесь тоже большая разница. Западный зритель любопытней, он может посмотреть то, чего не знает. Русский зритель менее любопытен в этом смысле, он даже побаивается идти на то, чего не знает, он боится, что не поймет замысел и ему будет скучно. Западный зритель может не понимать замысла, но ему любопытно и он смотрит, а русский зритель, если не понимает, не чувствует, то ему становится не по себе, скучно и он не хочет продолжать смотреть.

Но зато русский зритель гораздо более чувственный, если он подключается, если его чувства реагируют, он переживает сильнее, чем западный зритель, он громче смеется и чаще плачет. 

О театре, скорости и Островском

Театр имеет очень много форм и очень много способов игры. Сегодня мы наблюдаем обилие форм, поскольку нам доступно большое количество информации, в том числе и художественной. Можно сказать, что мы носители огромного количества форм, мы их готовы воспринимать. Театр должен уметь этим пользоваться и он не должен разговаривать на языке, который устарел. Вот вам пример: много лет назад у меня не было машины и скорость моей жизни была медленной. Когда у меня появилась машина (моя первая машина «Запорожец»), мыслить я стал на скорости 60 километров в час. Причем моя скорость совпадала с разгоном, который происходил в стране. Потом я пересел на другую машину и приехал в Москву, а там скорость еще быстрее.

Сейчас люди складывают сюжеты гораздо быстрее. Интернет, соцсети, новости, фильмы, передачи, театр мелькают перед нашим взглядом с невероятной скоростью. Мы очень быстро понимаем информацию и театр не должен отставать от этой скорости, он должен опережать, он должен предлагать. Предлагать то, что заставит человека остановиться на какое-то время, но, если в следующий момент ему будет все понятно, театр должен как бы перевернуть картинку, иначе зритель за тобой не пойдет. Когда я начал жить быстрее, я понял, что есть вещи которые не нужны, без которых можно обойтись, которые можно отбросить. И это применимо к театральным постановкам. А если, то, что отброшено, все-таки важно, это всплывет или проявятся через что-то другое.

Приведу пример, как скорость мысли меняет интересы публики. Был период когда Островского либо не ставили, либо ставили плохо, сейчас он один из самых популярных авторов в Москве. Пять спектаклей по произведению «Гроза» дают сейчас в московских театрах. Чо за чудо произошло? Все очень просто: замысел его произведения совпал со скоростью современной жизни. Сегодня людям хочется зрелищ. 140-150 лет назад публике нужно было все объяснять, сейчас публика сама складывает детали. 

О том, что значит быть актером

Это трудно перевести на язык слов. Понятно, что актер должен быть способен перевоплощаться в других людей, он должен уметь транслировать какой-то сюжет. Есть такой нюанс, когда актер или актриса выходит на сцену и если он/она становятся «красивее и выше ростом», значит это актер. Актер, это тот, за которым идешь, тот кто должен повести тебя, твои чувства, тот кому ты ты можешь довериться.

Актер - профессия бесконечная. Бывает что у актеров теряется интерес кжизн, к профессии, надо постоянно работать, нужно себя каждый день предлагать, это длинная и сложная задача. Тут будет уместно вспомнить нашу недавнюю встречу с Евгением Майхровским, он показывал нам трюк с собакой - собака держит баланс на голове актера, он поднимается по очень высокой лестнице и спускается обратно. Этот трюк Евгений делает с 1981 года, сейчас ему 79 лет. Вот как надо жить. Это не значит, что себя стоит расходовать за один день. Нет.

Нужно прожить сегодняшний день и запустить завтрашний, для этого нужно иметь интерес к жизни, чтобы было понятно, зачем ты живешь.

О детях

Я не готовил судьбу для своих детей. Я бы хотел, чтобы мои дети стали теми, кем они сами хотят стать и кем им суждено стать.  

Моя старшая дочь, Мария, - филолог, она ищет себя в жизни. Я даже не могу понять чем она занимается, она как-то невероятно проживает свою жизнь. Сейчас она живет в Израиле, изучает иврит и собирается выходить замуж. Эва учится на втором курсе Школы-студии МХАТ, на сцене она играет с 4 лет. Она уже актриса, ее судьба была предопределена. Артемий тоже хочет идти на актерское, не могу сказать, что это вызывает у меня какие-то эмоции, но он хочет, пусть пробует. Виолетте еще только 8 лет, но она тоже мечтает стать актрисой.

О будущем театре

Описать будущее невозможно, могу сказать, что у Театра-Театра я его вижу. За этот театр городу не будет стыдно, он справится  со своими обязательствами занимать центр города.

Читайте другие интервью со знаменитостями и обычными пермяками по ссылке.