Наверх

Фестиваль МакДонаха в Перми: Красота – страшная сила, Или взгляд на «Красавицу из Линэна» разных театров

Возрастное ограничение: 16+
фото предоставлено театром «У Моста». Фото с постановки Сыктывкарского театра
Как видят эту постановку театра из Стерлитамака и Сыктывкара

Третий Международный фестиваль МакДонаха, который проходил в Перми с 1 по 7 октября 2018 года, собрал на своих площадках 16 театров из 10 стран. Одной из любимых постановок фестивальной программ стала знаменитая пьеса, с которой и начался триумфальный путь МакДонаха-драматурга – «Королева красоты».

В рамках фестиваля три театра представят свои версии пьесы. Это труппы Драматического театра Стерлитамака, Театр Драмы им. Савина из Сыктывкара и театр из Казахстана ART-убежище «Бункер».

Тема семьи и взаимоотношений любви-ненависти между самыми близкими людьми – центральная у МакДонаха. В пьесе, с внешней стороны, просто трэш – дочь убивает мать. С другой и даже многих других сторон – это хитрый узел взаимных обид, утрат, потерянных надежд и жизнь «в колее».

Взгляд театра из Стерлитамака

«Королева красоты» Государственного русского драматического театра г. Стерлитамак в постановке Людмилы Исмайловой стала чуть ли не первой постановкой по МакДонаху в Башкирии. Уже первый опыт работы с МакДонахом раскрыл совсем по-новому не только театр и актеров, но и самого МакДонаха. Это особое сочетание бытового и иррационального - каждое действие, решение, эмоция или чувства героев его пьес всегда спаяны с бытом, в котором герои живут годами.

Интонация по отношению к матери или соседу напрямую связана практически на физическом уровне с телевизором, плитой или шкафом, с которыми герой просто срастается за всю прожитую в этих стенах жизнь. Возможно, поэтому так часто все, что связано с предметами из дома, вызывает такие бурные и неконтролируемые эмоции у его героев. Но что будет, если все это убрать? Оставить только каркас пространства, в котором происходит настоящее действие – не с предметами, а между людьми. Спектакль Людмилы Исмайловой своим сценическим минимализмом ясно дает понять: очень часто вещи не дают увидеть судьбы.

И герои живут в этом каркасе. Ржавом каркасе, прутья которого разве что соединены прозрачными пластиковыми пластинами. Но если говорить о символике цвета в спектакле интересно, что Мэг Фолан, мать Морин, у нас ассоциируется с оранжевым цветом её огромной кофты, очень близкого по тону к цвету ржавого каркаса, на котором чудом держится дом и совместная жизнь с дочерью – она окончательно стала его частью, ржавым остовом. Морин – это зелёный цвет. Опять же, как и её кофта. В ней будто ещё есть возможность жизни, которая и обрекает её на борьбу с нелюбовью матери, нелюбовью к себе самой, что заканчивается так трагично.

Людмила Исмайлова, режиссер: «Театр настоящий вообще не даёт ответы, а задает вопросы – и думайте сами. Он обращается к чувствам: вот вы что-то почувствовали – а теперь давайте, подумайте сами».

Взгляд театра из Сыктывкара

В Сыктывкаре МакДонаха поставили впервые в 2014 году – именно тогда режиссер Евгений Софронов решил рискнуть и замахнуться на «Королеву». Софронов считает, что МакДонах «очень русский автор», а спектакль – это «исследование причин человеческой жестокости». Получилось ли у режиссера показать настоящую жестокость матери и дочери друг к другу? Режиссер ввел нового героя – Человека – и изменил несколько ключевых моментов пьесы, в том числе её завершение.

Мэг в спектакле – ворчливая старушка с пышной копной седых волос и срывающимся на визг требовательным голосом капризного ребенка. Она и сама похожа на ребенка: ей нужна еда по расписанию, ночью она ходит в горшок и «проказничает». А когда никто не видит, лихо вскакивает с кресла и начинает танцевать с тростью «эротичный» танец. Увидеть в кресле-качалке жестокого человека, изломанного и ломающего своего же ребёнка в болезненном страхе одиночества, никак не удаётся.  Мэг кажется комической проказницей-старушкой: то мочу в раковину выльет, то письмо сожжёт, то расскажет, что дочь сумасшедшая. Видимо, для неё это вещи одного порядка.

Морин – её сорокалетняя дочь - выглядит просто уставшей от жизни женщиной. Они с Мэг препираются, ругаются, смеются и снова ругаются. Но искренней, рвущейся наружу ненависти и вместе с ней мучительной любви между ними не замечаешь. 

Вера Шамина, театровед и научный редактор российского издания книги «Театр и фильм Мартина МакДонаха», поделилась мнением: «Я давно знакома с творчеством Мартина МакДонаха. Но до сих пор однозначного ответа, что такое макдонаховская постановка, я дать не могу. Это что-то необъяснимое, это просто на уровне чувств. МакДонах тем и интересен, что он предлагает разные прочтения, и каждый понимает его по-своему. Самое важное, что в постановке «Королевы  красоты» он показывает нам очень понятную, узнаваемую ситуацию, что может быть знакома каждому из нас. Мы слышим реплики: «Старая дура!», и я считаю, в этом нет ничего аморального и жестокого.  Это все жизнь, быт людей, это все абсолютно нормально».

Мнение жюри

Особенно жюри отметили прекрасную игру Анжелики Гришкиной, актрисы драматического театра Стерлитамака. «Звездочка!» - восклицает заслуженный артист России, режиссер и продюсер Илья Лернер.

Ирэна Нимерицка, Советник Посольства Чехии по культуре, по поводу театра из Сыктывкара высказалась так: «К сожалению, эта история для меня очень понятна и близка, у меня есть подруги, которые волею судьбы живут с матерями. Им приходится и вправду нелегко. Я видела уже четыре постановки этой истории. Эта для меня стоит на четвертом месте. Они очень правильно подобрали персонажей. Но на мой вкус, этот спектакль был перенасыщен деталями, я не всегда понимала смысла происходящего».

Афиша

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru