Наверх

Дизайнер Борис Мокрополов: «Сейчас все мои лэнд-арт проекты связаны с фестивалем KAMWA»

Возрастное ограничение: 0+
Фото Бориса Мокрополова
Борис Мокрополов вновь примет участие в создании особой атмосферы на этнофестивале

«Шары–порталы» и «Рояль в кустах»: международный этнофестиваль KAMWA невозможно представить без ленд-арта. Арт-объекты являются не только украшением фестиваля, но и его неотъемлемой частью. Борис Мокрополов, член Союза дизайнеров России с 1990 года, инструктор айкидо, автор-изобретатель деревянного гипноглифа, принимает участие в фестивале с 2011 года. Это он создал гигантские шары, знаменитый рояль и «Летающих рыб». Дизайнер рассказал порталу progorod59.ru, как боевое искусство влияет на творчество и какие новые арт-объекты ждут гостей на KAMWA-2018.

Борис, известно, что вы не только художник и ландшафтный дизайнер, но и инструктор айкидо. Помогает ли это боевое искусство в творчестве?

Для меня айкидо - это важная часть жизни со своим традициями, соратниками и учениками, с «пространством айкидо» в России и мире. Я занимаюсь этим искусством больше 20 лет, 12 лет выступаю в качестве инструктора. В настоящее время у меня черный пояс, 4 дан.

Айкидо - странное боевое искусство. Оно несет в себе огромный созидающий импульс, поскольку говорит о единении и любви, о гармонии и мудрой мягкости, об удивительной энергии Ки. Такая система взглядов на жизнь не может не стимулировать творческий компонент. Кроме того, в айкидо заложен метод совершенствования собственной энергетики, что помогает в любой деятельности человека, а не только в творчестве. И еще один аспект айкидо – глубочайший эстетизм этого боевого искусства. Можно смело утверждать, что айкидо очень подходит для художников, как дополнительная практика.

Тренировка по айкидо. Фото Бориса Мокрополова

Как сочетается любовь к Японии и японская жизненная философия с жизнью в Перми, индустриальном российском городе?

Мне кажется, никак не сочетается. Это параллельные процессы. Не думаю, что русский человек может следовать жизненной философии японцев. У нас другое восприятие пространства и времени. Мы другие. Даже ноги у нас длиннее, и нам не удобно сидеть по-японски. С этим ничего не поделать. Но вот практики, которые можно почерпнуть у японцев, бесценны и уникальны. Они способны помочь в любом направлении приложения сил современного человека.

Фото Бориса Мокрополова

Как вы пришли к лэнд-арту? Как рождается идея лэнд-арт объекта?

Лэнд-арт для меня прежде всего связан с пермскими семинарами Ольги Юрьевны Фомичевой. Она является директором Московского филиала Токийской школы икэбана СОГЭЦУ. Опять этот японский след. Во время одного из семинаров в Перми мы сделали несколько объектов в стиле лэнд-арт в Черняевском лесу. Это было восхитительное и познавательное мероприятие, которое связало настольную структуру икэбана с японской традицией создания крупных объектов из природных материалов.

Откуда появляются идеи объектов? Это самый туманный вопрос, на который нет объективного ответа. Если мы подгоним ответ под какую-то реалистичную концепцию, это может оказаться истиной, а может оказаться и мистификацией. Мне кажется, в творчестве должна быть некая тайна. Чтобы искренне удивится самому: ух ты, опять получилось что-то интересное! Откуда что взялось?

"Шар-портал". Фото организаторов фестиваля KAMWA

В своем творчестве вы работаете и с маленькими формами, например, гипноглиф, икэбана, и с массивными крупными лэнд-арт объектами. Есть ли существенная разница в работе с ними?

Честно говоря, большие объекты пугают. Сделать небольшой объект не менее интересно. Так что, миниатюрная скульптура и лэнд-арт на наших российских просторах – это два разных мира, которые не особо противоречат друг другу, но и не очень-то дополняют. Зато большие объекты можно долго проектировать, отработать все нюансы, напридумывать «изюма». С ними выстраивается идеальная модель восприятия проекта: долго готовим – с удовольствием делаем – долго вспоминаем.

Гипноглиф. Фото организаторов фестиваля KAMWA

В оригинале рассказа Энтони Джона гипноглиф - это орудие охоты, а вы превратили его в объект медитации. Как пришла такая идея?

В свое время этот рассказ потряс многие восприимчивые умы, увлеченные фантастическими идеями. По тексту рассказа гипноглиф – это странное орудие гипнотическо–трансовой охоты. Для меня – это очень комфортный тактильный объект, который может влиять на психику и энергетику человека. Такие идеи являются настоящим вызовом для творческого человека: а я могу такое сделать? Однажды мне удалось найти абстрактную форму гипноглифа, которая оказалась удачной и увлекла много людей в это пространство тактильных ощущений. Несколько тысяч моих гипноглифов бродит по миру. Надеюсь, они помогают своим владельцам в жизни, пусть даже немного.

В последние пару лет я начал новый проект тактильных объектов формата «нэцкэ» - снова японский след. Не ожидал, что мне так понравится мир образной скульптуры. Звериный стиль осязательных объектов оказался более востребован зрителями.

Фото организаторов фестиваля KAMWA

Какие у вас планы насчет лэнд-арта на Камве в этом году и в более далеком будущем?

В настоящее время все мои лэнд-арт проекты связаны с фестивалем KAMWA. Есть определенное пространство, есть традиции фестиваля, есть задача попасть в тему и есть организаторы фестиваля, которые отсекают «лишние» идеи. Обычно идей несколько, но каждый год на фестиваль попадает один проект.

У меня есть планы в этом году сделать новый объект для фестиваля KAMWA-2018. Идея появилась, и она была одобрена. Пока могу указать только название: «Разные». Мне интересно работать для фестиваля. Он уникальный, неповторимый, чудесный.

Для меня фестиваль связан с музеем «Хохловка». Я не видел его в другом пространстве. Фестиваль KAMWA является одним из символов современной России, как уникального пространства красивых, талантливых, добрых людей. Это мир бесконечных рек, необъятных лесных массивов, скал и гор, единение людей в радости и творчестве, праздник жизни в чистом виде.

Планировать будущее сложно. Мы можем намереваться что-то сделать. И в этом состоит величие человека: не знать, что случится завтра, а планировать свою судьбу на десятки лет вперед и верить в вечную любовь. Фестиваль KAMWA – это конкретные люди, на которых держится этот концепт. Я буду рад, если чуткая поддержка создателей фестиваля со стороны руководства Пермского края позволит ему развиваться и радовать нас долгие годы.

Мне очень понравилась идея создания лэнд-арт парка. Если эта концепция будет развиваться, то я с радостью ее поддержу словом и делом. Сейчас наметилось интересное пространство, в котором лэнд-арт объекты фестиваля чувствуют себя органично.

Борис Мокрополов. Фото организаторов фестиваля KAMWA-2018

Может и должен ли существовать лэнд-арт в городской среде, или его предназначение в том, чтобы быть вписанным в природный ландшафт?

Лэнд-арт в городской среде, конечно, может существовать, но выглядит несколько чужеродно. Сейчас слишком много современных методов самовыражения. Лэнд-арт был задуман, как искусство в природной среде из природных материалов. Лэнд-арт - это странное времяпровождение человека на природе. Привнести свой эстетический взгляд в пространство живой природы, которая в этом вообще не нуждается. Это некие попытки быть созидателем в условиях среды, которая грандиозна, совершенна и самодостаточна. Способ творить – да. Способ порадовать других людей – да. Можно ли без этого обойтись – да.

"Шар-портал". Фото организаторов фестиваля KAMWA

Становится ли это направление популярнее в последнее время?

Не вижу, чтобы лэнд-арт становился популярнее. А вот стрит-арт набирает обороты. Городскому художнику интереснее разрисовать телефонную будку или стенку гаража, а сельский художник чаще рисует родные пейзажи или украшает дом деревянной резьбой. Что за люди занимаются лэнд-артом, это любопытный вопрос. Может те, кто завис в пространстве между городом и деревней, и не может определиться?

"Летающие рыбы". Фото организаторов фестиваля KAMWA-2018

Фестиваль KAMWA проводится при поддержке Министерства культуры Пермского края.

Кстати!

У вас есть интересная история или у вас необычное хобби? Сообщите об этом редакции progorod59.ru. Звоните 276-60-66, оставляйте сообщение на сайте в разделе «Добавить новость» или присылайте в группу «ВКонтакте». Тот, чья информация станет поводом для новости, получит гонорар.

                              Подписывайтесь на наши новости в Яндекс.Новостях   

Афиша

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru