Руководитель театра «У Моста»: «В моей жизни все связано с мистикой»

Редакция «Pro Город» открывает новую рубрику «Аллея славы Прикамья» - цикл интервью с горожанами, которые своими достижениями прославили регион на весь мир. Первым о своей жизни «Pro Город» рассказал руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов. 

В понедельник, 11 января, первым героем новой рубрики «Аллея славы Прикамья» стал руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов.

Цикл историй о великих людях современности направлен на развитие морально-этических норм и идеалов и поднятие культурного уровня жизни Пермского края. И по праву, честь открыть «Аллею славы Прикамья» принадлежит нашему земляку— заслуженному артисту РФ, деятелю искусств РФ, режиссеру, создателю и художественному руководителю Пермского театра «У Моста»  Сергею Павловичу Федотову. Через свои спектакли, показанные по всему миру, он знакомит зрителей со своим родным городом Пермь.

В моей жизни все связано с мистикой. Решение, что я буду актером, принял еще в детском саду, когда мне было всего четыре года. Как рассказывала мама, после сыгранной роли зайца-дворника, я заявил, что буду актером. Событие это совершенно выветрилось из моей памяти, но одно помню точно: я страшно боялся выходить на сцену, но вдруг на меня «снизошло» какое-то озарение, меня будто кто-то невидимый подтолкнул в спину, я выскочил и заиграл с необыкновенной радостью и вдохновением. Зрители – воспитатели и родители говорили, что никто меня не узнал, всегда был стеснительный, тихонький, скромный мальчик, а тут, как будто чертик в меня вселился. Вот такие были первые знаки, что мое призвание - театр.   И с годами это решение не менялось, всегда мечтал быть артистом.

В Пермский институт искусств и культуры я поступил на режиссерское отделение, потому что тогда у нас не было актерской кафедры. После института, в 1983 году я организовал Нытвенскую молодежную театральную студию. Это стало «первой генеральной репетицией» будущего театра «У Моста». Именно здесь начались художественные эксперименты и поиски собственного режиссерского языка.

Я организовал первый и единственный в России солдатский театр, когда служил в армии под Хабаровском на Дальнем Востоке. До китайской границы было 12 км, часть была почти в постоянной боевой готовности, а я задумал театр. Моих артистов после каждой репетиции избивали «деды», офицеры запрещали уходить из казармы в театр, заставляли драить туалеты, а мы репетировали и выпускали премьеры на зло всем «врагам». За полтора года я выпустил 9 премьер и наш спектакль «Трибунал» по пьесе Макаенка стал Лауреатом Всесоюзного смотра. Мы съездили в Хабаровск на заключительный этап конкурса и вернулись в часть с золотыми медалями на груди. Это еще больше разозлило «старослужащих» и нас стали еще больше бить. Но мы все равно были победителями.   По окончании службы я получил приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссерский факультет. А в 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились созданием в Перми нового театра «У Моста».

Мой театр «У Моста» действительно мистический. Нет ни одного театра в мире, где бы поставили всего Гоголя, где шли бы «Дракула» и «Франкенштейн», причем почти каждую субботу играется по 4 представления подряд: в 14, 18, 21 и 00.00. И в полночь Дракула и Франкенштейн выглядят особенно ужасно. Мы поставили три спектакля по М. Булгакову, а «Мастер и Маргарита» играется уже 15 лет.  «Панночка» идет уже 25 лет, и сыграно более 2800 представлений. Я с детства обожал Гоголя. Помню, в деревне у бабушки ночами при керосиновой лампе (в этой деревне до сих пор не проведено электричество) зачитывался его страшными повестями.

Особенно мне нравился «Вий». Однажды далеко за полночь я дочитал этот рассказ и, взяв свечу, один забрался на чердак, чтобы представить все в реальной обстановке. Я леденел от ужаса, заглатывал впечатления, стараясь запомнить все. Ровно в 3 часа ночи у меня неожиданно погасла свеча! Убежать оттуда в кромешной тьме не представлялось возможным, весь чердак был завален разным барахлом, от старых самоваров и домашней утвари, до березовых веников и связок лука и чеснока. Но чеснок мне не помог, он не отпугнул нечистую силу. Я боялся шевелиться, затаился в куче старых тулупов и вдруг    реально «увидел» всех вурдалаков и самого Вия.  Ну конечно в полной темноте я их не увидел, но точно почувствовал и услышал.  Как я тогда не умер от ужаса, до сих пор удивляюсь. Но видимо именно в тот момент я и понял, как надо ставить «ужастики».

Меня всегда интересовали паранормальные явления, много читал про них. Еще в раннем детстве стал замечать, что и вокруг меня существуют какие-то неведомые силы. Поэтому, когда я стал задумываться, какой хочу создать театр, было все уже предрешено. Я знал, чем он будет уникален. Я решил поставить всех русских мистических писателей Гоголя, Булгакова, Достоевского, Сологуба, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина, Леонида Андреева. Позже пришли Шекспир и Кафка. С первой постановки «Панночки» журналисты прозвали «У Моста» мистическим – ПЕРВЫМ В МИРЕ мистическим театром! Я встречался с экстрасенсами, которые рассказали, что мой театр находиться на пересечении каких-то магических и астральных параллелей. Я не разобрался в этом точно, но понял, что он правильно «находится», там, где я и планировал.

Все наши спектакли разные, мы изучаем природу чувств автора досконально. Зритель приходит в театр и словно попадает в магический мир Булгакова или Гоголя. А когда человек в театре переживает сильные чувства, испытывает катарсис, он непременно начинает делиться впечатлениями с родными и знакомыми, а слухи об уникальном театре очень быстро распространяются и улетают далеко за пределы родного города.

Пермь – город со своими тайнами и легендами, в нем много магических мест. Есть дорожка Пастернака, Дом Дягилева.  Здесь жили «Три сестры» Чехова. В театре Кукол – бывшей пересыльной тюрьме Сибирского тракта «останавливались» декабристы. Только у нас есть деревянная скульптура «Пермские боги», собрана уникальная, единственная в мире, коллекция «сидячих» богов. А Пермский край вообще – аномальная зона, где очень сильная энергетика. Именно к нам в Молебку прилетают НЛО и это научный факт. Не случайно, идея создания первого в мире мистического театра родилась именно в Перми.

МакДонах – тоже мистик. Именно это позволило нам подобрать свой особый, уникальный ключ к его пьесам. В России сейчас более 120 постановок по МакДонаху, 8 в Москве, 9 в Санкт-Петербурге, но театральная критика пишет, что никто так до сих пор не поставил его лучше театра «У Моста». Я много езжу и очень много видел постановок по МакДонаху и мне очень досадно, что практически никто не «попадает» в МакДонаха. Хотя все признают, что он гениальный драматург. И вот в прошлом году, я понял, что наступило время собрать самые лучшие российские и зарубежные спектакли в Перми. Я понял, что, во-первых, мой театр созрел для проведения Международного  фестиваля, а во-вторых, мы видимо единственные в своем роде, кому удалось подобрать ключ к уникальной стилистике этого сумасшедшего гениального ирландца.

Пермяки смогуть познакомиться с именами и биографией современных личностей, создающих историю Пермского края, кто через свои достижения множит славу и создает репутацию Пермскому краю, знакомит мир с Пермским краем через свое творчество, открывая миру культурные страницы и достижения Прикамья.

«У Моста» – единственный театр в мире, на сцене которого поставлены все семь пьес МакДонаха. МакДонах потрясающий режиссер и драматург, чья известность сегодня несравнима ни с кем другим. Он совершил настоящий переворот в театре и в кинематографе. Стал первым, после Шекспира, драматургом Лондонского Королевского театра, где поставлены сразу три его пьесы. Общепризнанно, что Мартин МакДонах сейчас ключевая фигура в мировом театральном и кинематографическом процессе. Им снято три фильма в Голливуде, причем уже первый фильм «Шестизарядник» получил премию «Оскар». Во всем мире театральные постановки МакДонаха возглавляют все театральные рейтинги. Поэтому проведение фестиваля стало значимым и важным не только для Пермского края и России, но и для театрального мира в целом.
Фестиваль собрал лучшие европейские спектакли по пьесам МакДонаха: 16 постановок за 7 дней в исполнении театров из Штутгарта (Германия), Вены (Австрия), Праги (Чехия), Лондона (Великобритания), Сараево (Босния и Герцеговина), Торуни (Польша), Баку (Азербайджан), Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Челябинска, Перми. В программе фестиваля были также семинары, мастер-классы и лекций знаменитых режиссеров, кинопоказы, дискуссии, фотовыставки. К фестивалю, театр «У Моста» первым в России издал книгу Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина МакДонаха» на русском языке. На фестиваль приезжал и сам автор – профессор Ирландского Национального Университета, один из ведущих ирландских театроведов. Что касается похода в другие театры, то это обязательно. У нас в коллективе вообще так заведено: мы всегда посещаем все премьеры и все спектакли в других театрах – это у нас закон. То, что идет у коллег, я сам всегда смотрю с большим интересом.

«Культурной революции» не видел. Было очень много шума и очень мало смысла. Когда я приезжал в Москву или Санкт-Петербург на фестивали, журналисты меня спрашивали: что же это за феномен – пермская «культурная революция»? Я отвечал, что нет никакого феномена. Эта «революция» нас никак не касалась, нас в нее не приглашали. Все это проходило мимо нас, а мы просто продолжали делать свое дело.

«У Моста» за 27 лет принял участие в 142 международных фестивалях.

В Македонии на фестивале мы играли «Женитьбу» под открытым небом в подворье церкви Святой Софьи. Нам очень понравился этот опыт. Но в постоянную практику я это включать не буду, мы не уличный театр. В Европе есть потрясающие уличные труппы. Это особое и очень трудное искусство.

Для нас гастроли и фестивали – это бесценный опыт, возможность играть в новом сценическом и культурном пространстве. С другой стороны, фестивальные поездки крайне необходимы для того, чтобы видеть актуальный театральный процесс и объективно оценивать свое место в сегодняшнем театральном мире, иметь возможность понаблюдать за собой как будто бы со стороны, другими глазами, услышать реакцию тех, кто к нам не привык, тех, кто беспристрастен. В Перми у нас огромное количество поклонников и зрителей, которые смотрят наши спектакли по нескольку раз и поэтому у них часто теряется ощущение неожиданности, неизвестности, и они уже заранее готовы к тому, что увидят. 

Аудитория театра «У Моста» разная, и по возрасту, и по образованию, и другим характеристикам и для актеров умение «попадать», очаровывать, прочувствовать разную публику – это, пожалуй, самое важное. Михаил Чехов говорил, что его игра будет зависеть от того, какая публика окажется в этот вечер в зале: студенты, или простые рабочие, или важные академики. Мы это поняли давно, и каждый спектакль для нас рождается здесь и сейчас, это контакт с живыми, сегодняшними зрителями.

Почти треть зрителей в театре «У Моста» – это современная молодежь, которую очень трудно заинтересовать и оторвать от гаджетов и тусовок, но они идут в театр, им интересна как классика, так и современная драматургия в авторских постановках режиссера и в исполнении талантливого актерского ансамбля театра «У Моста».

Спектакль «Квазимодо» стал для нас первым хореографическим экспериментом. Его создание связано с рядом мистических случайностей и неслучайных совпадений. Когда-то, Евгений Панфилов, танцевавший на юбилее на нашей сцене, сказал мне: «Надо бы нам с Вами сделать какой-нибудь совместный спектакль!». Потом Жени не стало, идея та ушла, а вот польский режиссер и балетмейстер Азаркевич соединил нас! Мистика…С Александром Азаркевичем я познакомился год назад во время наших гастролей в Берлине. Ничего не предвещало, что короткая беседа будет иметь продолжение. Следующая наша встреча была совершенно случайной. Мы столкнулись в сентябре прошлого года около полуночи перед ЦУМом под дождем, он тогда буквально час назад прилетел в Пермь из Берлина. Я пригласил Александра в театр на ночную экскурсию. И вот во время ночного разговора родилась идея создать спектакль, используя пластическую драматургию.

Каждая новая постановка в театре «У Моста» просто обязана удивлять нашего зрителя! Вот мы и удивили премьерой «Команда», такого в нашем репертуаре точно еще не было. Она появилась сама собой. В начале сезона в театр пришла такая яркая, подвижная, динамичная молодежь, что я просто был обязан поставить на них спектакль.

А вы часто ходите в театр «У Моста»? Пишите в комментариях под интервью

Пермь - это культурный центр со своими обычаями, столица Прикамья с музеями и театрами, промышленный город с большими и важными для всей страны предприятиями. Мы будем продолжать список известных людей Прикамья. Это будут спортсмены, актеры, музыканты, писатели, инженеры... Нам есть кем гордиться. Если у вас есть идеи, кто должен попасть в «Аллею славы Прикамья», пишите свои предложения на почту progorod59@gmail.com

 

Обо всех знаменитостях Перми читайте на сайте progorod59.ru в разделе «Знаменитости».