Актер Андрей Лебедев: «Мне очень нравятся исторические фильмы»

26 октября в российский прокат выходит фильм Андрея Кравчука «Императрицы», который продолжает историю фильма «Петр I. Последний царь, первый император», и рассказывает о жизни и судьбе женщин у престола. Одну из ролей в фильме сыграл актер Андрей Лебедев, знакомый зрителям по персонажам из сериалов «Универ», «Петля Нестерова», «Диверсант. Конец войны» и многим другим. Андрей Лебедев рассказал нам о нюансах съемок в исторических проектах, о том, почему он считает важным осмыслять историю, а также о своем опыте преподавания маленьким детям.

На широкие экраны выходит фильм «Императрицы». Расскажите, пожалуйста, как эти фильмы – «Петр I» и «Императрицы» - появились в вашей жизни?

Мой агент позвонил мне и предложил роль, я сделал самопробы и у меня утвердили в фильм «Петр I». Съемки проходили лютой зимой, во время ковида. Пока я снимался, другой актер, как и многие тогда, сильно заболел, и мою роль объединили с его ролью. Я с удовольствием согласился, чем больше роль – тем лучше. Хотя я снимался всего несколько дней. Когда фильм вышел, я пошел на премьеру и почти не увидел себя в картине, потому что ее очень сильно порезали, в ней не оказалось даже актеров, которые играли большие роли – например, Игоря Гордина. Он играл Меншикова, а как же без Меншикова при Петре? Когда стали снимать «Императриц», он уже появился, а моя роль продолжилась. Но фильм этот очень симпатичный, мне кажется, его стоит показывать в школах, потому что он вписывается в школьную программу. Текст, который читает Константин Хабенский, совершенно замечательный. Режиссер Андрей Кравчук хорошо погружен в тему, это очень приятно.

А в «Императрицах» у вас больше экранного времени, или вы пока не видели фильм?

У меня небольшие сцены, и порезали тоже очень много. Но в целом роль больше, больше общения с Петром I, больше присутствия при нем – камердинер всегда находится с государем. Но я не жалею о том, что сцены вырезают из фильмов, ведь кино – это монтаж, монтаж и еще раз монтаж. Самое главное – целостность фильма.

А как вы относитесь к опыту съемок в исторических фильмах? Нравится ли вам сниматься в историческом антураже, в тяжелых костюмах?

Да, исторические фильмы мне очень нравятся, ходить в исторических костюмах мне легко, потому что мы и в институте изучали различные костюмы, походку в них. Единственное, что добавлю – время съемок важно. «Петра I» снимали зимой, и парик, камзол, чулки проблем не доставляли, но дул ледяной ветер, был ледяной пол, и актеры мерзли, несмотря на парики. В туфли на каблуках мы вставляли стельки с прогревом, надевали двойные гольфы… Сколько бы нас ни обогревали пушками. А летом, наоборот, жарко сниматься в париках, но все это абсолютно нормально.

Я был одним из создателей фильма «Святой доктор», он о докторе Гаазе, который приехал из Германии в Россию и остался здесь. В фильме я сыграл несколько ролей – был вельможей, князем Голицыным, Александром III… Был еще помощником режиссера. Я не знал до фильма об этом великолепном человеке, а ведь ему поставлен памятник в Москве, и точно такой же памятник стоит в Германии. Понравились мне съемки и в сериале «Диверсант. Конец войны», костюмы там, конечно, другие – времен Великой Отечественной, хотя играл я не военного, а среднего руки чиновника, которого обвиняют в том, что он не на фронте. Фильм «За час до рассвета» вышел пару лет назад, в нем я играю чиновника уже послевоенного времени, который занимается продуктовыми базами. Роль интересная, жесткая, довольно кровавая. Мне нравится работать с режиссером Игорем Зайцевым. Еще один мой исторический проект, который часто показывают по телевидению – «Анна-детективЪ», мой персонаж – помещик Мицкевич. Очень интересная, костюмная роль.

Вы сказали, что «Петр I» вписывается в школьную программу. А что насчет «Императриц»? Узнали ли вы благодаря этому фильму что-то новое из истории?

Нет, но это и хорошо. Я не читал весь сценарий, ограничился только своими сценами и разговорами с режиссером, этого было достаточно. Исполнители главных ролей, конечно, читают весь сценарий, а я только погружаюсь в свою роль и делаю свое дело. Но я обязательно пойду на премьеру «Императриц» вместе с семьей, мы давно не были в кино. Думаю, это будет интересно.

Если пофантазировать о фильмах на исторические события, которые еще не сняли – какие времена вам интересны? Или сейчас не время осмыслять историю?

Как ни странно, всегда время осмыслять историю. В школе я учился достаточно хорошо, очень любил историю, но осталось много белых пятен… В учебниках столько всего не было написано, и сейчас я узнаю немало фактов, например, из кино. Я очень люблю смотреть документальные фильмы, открывать для себя факты, о которых я не знал, они прошли мимо меня. Исторические времена мне вообще интересны. Времена викингов, кораблей… А фантастические, межпланетные фильмы я не очень люблю.

Расскажите, пожалуйста, какой вы преподаватель? И почему вы решили заниматься преподаванием, делиться своим опытом с детьми?

Совершенно случайно! Это произошло лет 7-8 назад, у меня образовалось свободное лето. Моя подруга пригласила меня поехать в творческий лагерь, преподавать детям, но я отказался – с детьми я никогда не работал и не хотел. Они другие, у нас более 50 лет разницы, и мне казалось, они не поймут ничего, что я скажу им про актеров. Все равно никого не знают. Тогда подруга предложила мне просто посмотреть, как преподает она. Группа педагогов вообще была замечательная! Как и группа детей, в которую попал еще и мой сын. Я посмотрел, подумал, что я мог бы сделать, и как-то загорелся. Дети оказались довольно толковыми. Они все были вокалистами, а не актерами, но актерское мастерство им нужно обязательно. Я погрузился в работу, взял отдельную группу, мы занимались на свежем воздухе, в лесу – я получил удовольствие. И занимаюсь преподаванием по сей день.

Многие преподаватели в творческих профессиях говорят о том, что сегодня у детей очень рассеянное внимание. Сталкиваетесь ли вы с этим? Какие проблемы еще замечаете?

Это не проблема! Собрать внимание, даже взрослому человеку, очень трудно. Я помню, что мне было трудно сидеть и учить уроки, я любил бегать, футбол, хоккей... Мне надо было находиться в движении. Но в актерском мастерстве концентрировать внимание важно. Я читаю много книг по педагогике, актерскому мастерству, и знаю, что детей учат вниманию с 4 лет. В одной моей группе оказалась девочка 5 лет, самая маленькая. Я думал, что будут проблемы, а она оказалась самой внимательной, пока ребята постарше боролись друг с другом. Детям нельзя преподавать два часа. Адское терпение для педагога важно! Все эти проблемы не новые.

А на каком материале вы учите детей? Вы сказали о своих переживаниях насчет того, что дети могут не знать знаменитых актеров...

Привожу пример: я говорю, что Евгений Евстигнеев играл таким образом, что Алексей Грибов спрашивал у режиссера, чего он хочет, а дети смотрят на меня и отвечают: «А это кто?» Я задумался и понял, что, между нами, ведь более 50 лет, и они не знают ни Ефремова, ни Смоктуновского, ни Миронова... И я решил говорить по-другому, чтобы не было квадратных глаз. Но это же естественно. У них другие кумиры.

Так и в обратную сторону – многие взрослые не знают, кто нравится детям.

Да. Но я не назвал бы их профессионалами, они только могут стать ими в будущем. Не надо думать, что Ваня Дмитриенко уже профи, хотя он мой ученик и замечательный парень. Песню «Венера-Юпитер» он писал вместе с моим младшим сыном, выступал с ним.

Вы родом из Пермского края. Как часто бываете в родных краях? Когда были в последний раз? Есть ли сейчас то, что Вас связывает с родным городом Краснокамск?

К сожалению, с Краснокамском меня уже ничего не связывает, мы переехали в Пермь вместе с отцом, когда я учился, кажется, в пятом классе. Отцу дали работу и квартиру. Я с тех пор только однажды был в Краснокамске. У меня есть сестренки-двойняшки, на два года младше меня. Они поехали туда на волне ностальгии, ходили по городу и плакали – но не от воспоминаний, а от того, что город, в общем-то, не в очень хорошем состоянии. В нем 50 тысяч человек, одна главная улица... Я много езжу по России, вижу, что небольшие города просто выживают. То ли из-за отсутствия денег, то ли из-за властей... Но мне хочется, чтобы люди и в маленьких городах, а не только в Москве и Петербурге, жили хорошо и комфортно.