История ветерана: как ковали Победу у доменных печей
В рамках проекта «История ветерана» мы публикуем рассказ Тамары Бронниковой, которая рассказывает о своем отце Иване Мальцеве.
Отбив всем литовки, папа встал на левое колено и с натяжкой курил. Через несколько минут он оказался в кругу мужчин и подростков, которые после косьбы отдыхали на свежевыкошенных валках травы.
- Что-то сегодня слишком жарко, - вытираясь кепкой сказал Николай.
Отец посмотрел на него с улыбкой и произнёс:
- Жар костей не ломит. И продолжил задумчиво, посасывая папироску:
- Не бывал ты у доменных печей! Вот где жара! Языки пламени лижут твою одежду, она дымится и, кажется, вот-вот вспыхнет. И так у горячего чугуна по 14 часов без выходных.
- Когда ты работал в доменном цехе?
- Когда-когда… В Великую Отечественную… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1940 года были созданы школы ФЗО с шестимесячным сроком обучения…
- А что такое ФЗО? – полюбопытствовал Николай.
- ФЗО? Фабрично-заводское обучение… Призывали городскую и колхозную молодёжь в возрасте 16-17 лет для подготовки рабочих кадров в первые дни войны. Председатели колхозов обязаны были ежегодно выделять по два человека молодёжи этого возраста на каждые сто членов колхоза.
- И ты в том числе?
- Да. Мы, подростки, находились на государственном обеспечении. Питанием, обмундированием, общежитием, учебниками – всем обеспечивали. Все, окончившие ФЗО, считались мобилизованными, обязаны были проработать четыре года подряд на промышленных предприятиях. Пользовались отсрочками по призыву в армию.
- На каком заводе работал?
- На металлургическом заводе в Нижнем Тагиле Свердловской области. На канавщика обучился, получил аттестат. Сначала работал подручным. Первоначально было очень тяжело.
Не хватало силёнок. Ростом был мал, да и кормили не очень хорошо. Работа требовала внимательности, сноровки, выносливости… Моим рабочим местом была канава – длинный ров внутри плавильного цеха глубиной полтора метра. Там находились ёмкости для приёма жидкой стали, которая остывая и затвердевая, превращалась в слитки весом, ну, чуть меньше тонны. Я наблюдал за огненным потоком чугуна и шлака, старался, чтобы в желобах не образовывались запруды и металл тёк беспрепятственно. Много времени приходилось проводить на ногах, орудуя лопатой и ломом. От потоков металла исходил жар.
Работал в молодёжной фронтовой бригаде. Стахановцами были.
В заводской газете призывали:
Ребята! Сегодня ударная ночь!
Ударная плавка во встречном наряде!
Сегодня экзамен нашей бригаде…
Ни секунды простоя! Покажем,
Как надо драться за сталь!
И перевыполняли производственные нормы! Ковали Победу у печей…
Так и не прилёг отдохнуть. Взял литовку и приказал:
- Хватит отдыхать. Вставайте! Надо и на Иньвенских лугах план выполнять.